Ценностный опросник шварца. Техника «Определение шкалы ценностей Собственная шкала человеческих ценностей

1. В учебнике, на с.101 приводится фрагмент рассказа В.Вересаева "Легенда". Кратко сформулируй правило (принцип) отношения к окружающей жизни, выраженное в данном рассказе.

Если ты затрудняешься в выполнении задания, выбери, какая из предложенных ниже формулировок точнее отражает принцип, выраженный во фрагменте рассказа «Легенда». Почему именно эта?

A) Живи так, как тебе хочется.
Б) Живи так, чтобы другим рядом с тобой было хорошо.
B) Живи так, чтобы не навредить другим людям.
Г) Живи так, чтобы приносить пользу окружающему миру.
Д) Живи так, как тебе нравится, лишь бы никто тебе не мешал.

2. Вспомни детскую сказку про Курочку Рябу. Как ты думаешь, над чем плакали Дед и Баба в сказке?
Напиши об этом короткую притчу.

Яйцо как символ счастья или жизни в целом. Курочка дала им дар, который для них был слишком "богатый". С которым они не знали, что делать. Пытались действовать в силу своего понимания и со своих обычных жизненных позиций (разбить) , но ничего из этого не вышло. И поэтому этот дар ушел от них (мышь разбила) . И хоть не по размеру им был подарок, но они все-таки расстроились, что потеряли его.

3. Известно, что в древних обществах старейшие члены рода пользовались особым уважением. Чем объясняется такое отношение?

Старейшины были опытны и соответственно мудры. они многое видели, накопили огромное количество знаний об этом мире, о людях. так же они имели опыт общения с членами общества, что означает, что они хорошо владели навыками общения, возможно, даже что-то предугадывали, хорошо знали родственные, причинно-следственные связи.

4. Представь себе, что ожили персонажи картины "Все в прошлом" (смотри рубрику "Картинная галерея" к §12).

Старая барыня (с задумчивым взглядом, глядя куда-то вдаль):

Как раньше, лет 40 назад, было хорошо! Балы, вечера, дом полный гостей, музыка, танцы, сезоны охоты, как я любила этот сезон, у папеньки было много породистых собак, я так любила играть с ними, у них была такая мягкая красивая шерстка, хотя папенька немало драл крепостных, чтобы собаки были в идеальном состоянии. Как был прекрасен этот сад, как цвели деревья (крестьяне собирали неплохой урожай), а дом - в этом доме жили мои отец и мать, мои прадеды. В этом поместье прошло мое детство, вся моя жизнь... С тех пор прошли десятки лет, а для меня будто все вчера было... Сейчас дом заколочен, сад одряхлел, также как я, ты (обращается к своей старой, преданной бывшей крепостной крестьянке), этот полудохлый пес. Куда ушла молодость, былое время, а? Тебя спрашиваю, Прасковья!

Прасковья (бывшая крепостная):

Г-жа моя, Софья Андреевна, покуда я знаю... гм...На улице ветер, прохладно становится, Вы бы, Софья Андреевна, оделись потеплее. Не велите принести мне вам шаль шерстяную?

Старая барыня:

Не докучай, Прасковья! И без тебя тошно...

Прасковья:

Прошу прощения, барыня, дуру меня старую, немощна я, так видать и на ум слаба стала... Эх, старость, век мой проходит, гм...Софья Андреевна, вам чаю велите подать, пока самовар не остыл?

Старая барыня:

Не нужно чаю. Я сама прикажу, когда мне нужно будет, замолчи, у меня голова разболелась от твоей болтовни!

Прасковья (бормоча себе под нос):

Надо бы зонтик г-же принесть, погоду не предугадаешь, а коли дождь будеть... Эх, старость моя, старость...

5. Составь собственную шкалу человеческих ценностей, разместив на ней под цифрой 1 то, что ты ценишь в людях больше всего. Далее в порядке убывания укажи значимость других ценных качеств.

1. Законопослушность; 2. Верность; 3. Честность; 4. Доброта; 5. Здравый ум; 6. Внешность; 7. Добродушие; 8. Дружелюбность; 9. Жизнерадостность; 10. Приветливость.

6. Нарисуй эскиз поздравительной открытки ко Дню пожилого человека.

7. Какая позиция тебе ближе? Объясни почему.

А) Человечность - это способность участвовать в судьбе других людей (И.Кант).

Б) Гуманность в человеке есть результат воспоминания о страданиях, которые ему знакомы либо по собственному опыту, либо по опыту других людей (К.Гельвеций).

а) взаимоотношения человека и природы носят взаимный характер;

Б) человек и природа независимы друг от друга;

В) человек - часть природы.

2. Характеристика человека, отражающая его социальную сущность, это:

А) индивидуальность;

Б) личность;

В) индивид.

3. Индивид - это понятие означает:

А) один из людей;

Б) особенности человека;

В) степень самобытности человека.

4. Человеческой деятельностью движут:

А) желания;

Б) потребности;

В) эмоции;

Г) чувства.

5. Трудовая деятельность- это:

А) взаимосвязь человека с окружающим миром;

Б) деятельность, направленная на практически полез ный результат;

В) любая активность человека.

6. Деятельность и общение- это:

А) одно и то же;

Б) общение - это свойство деятельности, а не сама деятельность;

В) два равноправных явления.

7. Последствия употребления алкоголя и наркотиков особенна страшны для:

А) самого человека;

Б) семьи;

В) общества;

Г) будущего поколения;

Д) всего вышеназванного.

8.Чем обеспечивается соблюдение моральных норм?

А) силой государства

Б) общественным сознанием

В) правилами этикета

Г) необходимостью

9.Отличием деятельности человека от деятельности других живых существ является:

А) инстинктивное поведение

Б) эмоциональное переживание

В) целеполагание

Г) подражание

10. Истина - это:

Б) правильное отражение действительности в созна нии людей, проверяемое практикой;

В) информация об окружающем мире и самом чело веке.

11.Наиболее важной особенностью научного познания является:

А) изучение мира для применения знания о нем в бу дущем

Б) возможность изучения мира разными способами;

В) изучение мира таким, каков он есть.

12.Миф - это:

А) просто сказка;

Б) рассказ об отдельных проявлениях мироздания;

В) ранний способ понимания природных и обществен ных действий.

13.Духовно-практический опыт познания мира - это:

А) знания, передаваемые из поколения в поколение;

Б) поведение по образцу;

В) афоризмы, пословицы, поговорки;

Г) все названное выше.

14. Оценивая себя, мы:

А) сопоставляем образ реального Я с образом идеала;

Б) оцениваем себя так, как нас оценивают другие;

В) оценка зависит от нашего отношения к собствен ным успехам и неудачам.

15. Мировоззрение в жизни человека - это:

А) ориентир для его деятельности;

Б) укрепление его жизненного опыта;

В) связь с религией;

Г) связь с наукой.

Х.Ортеги-и-Гассета "Человек и люди" абсолютно надежных человеческих достижений нет и никогда не было.Даже то, что кажется устоявшимся и несомненным,

может исчезнуть спустя несколько поколений.Так назыаемая " цивилизация", материальные и духовниые блага, знаний, ценности, короче, то, на что мы рассчитываем и что составляем систему " надежных" средств, созданных человеком как своего рода плот для спасения в жизненном кораблекрушении, - все это абсолютно проблематично и исчезает в мгоновение ока при малейшей небрежности.Так называемые "безусловные достижения" выскальзывают у нас из рук, обращаясь в бестелесные, летучие призраки. История человечества - это череда кризисов, отступлений, упадков.Хуже того: опасность регресса куда более радикального, чем известные до сих пор, существует и поныне.... вопросы к документу: 1. Как вы понимаете основную идею приведенного фрагмента? 2. Разделяете ли вы точку зрения автора отрывка о том, что "абсолютно надежных человеческих достижений нет и никогда не было"? 3. Могут ли, по - вашему, моральные и религиозные ценности, общечеловеческие нормы морали предотвратить " тотальное вырождение человечества как такового, возврат к животному состоянию, к окончательному и полному отчуждению"?? 4. что вы скажите о ценности Веры, Надежда и Любви?? Можно ли их рассматривать в качестве надежного "плота спасения?"

Должен ли быть у всех людей только один смысл жизни, или у каждого из них - свой собственный? Давайте предоставим слово защитникам разных точек зрения,

которых обычно называют оппонентами. Первая точка зрения. У всех людей смысл жизни должен быть какой-то один: ведь все люди по своей природе одинаковы. И смысл жизни - это как раз то, что объединяет их и отличает от животных. Кроме того, если бы жизни разных людей имели разный, не одинаковый смысл, то каждый из них тянул бы только в свою сторону, и такие люди никогда не могли бы понять друг друга и действовать сообща. Вторая точка зрения. То, что у всех людей есть общее или родовые свойства, вовсе не исключает их различий. Каждый человек - это неповторимое существо. Поэтому и смысл жизни у каждого должен быть свой. Понять же другого можно, даже не разделяя его взглядов. А действовать сообща людей заставляет вовсе не общий смысл жизни, а взаимная выгода. Третья точка зрения. Вы оба отчасти правы, но только отчасти, потому что смысл жизни у разных людей одновременно является и общим, и различным. Принадлежность каждого отдельного человека к человеческому роду, определенному обществу, нации или классу обусловливает то, что у каждого человека есть что-то общее с другими людьми, в том числе и смысл жизни. В то же время, поскольку каждый человек чем-то отличается от всех других людей, то это его отличие тоже может проявляется в понимании им смысла жизни. То, что мы называем смыслом жизни, у каждого человека в чем-то совпадает, а в чем-то не совпадает со смыслом жизни у других людей. Какая из приведенных точек зрения кажется вам более правильной? Обоснуйте свое мнение. Представьте себя участником дискуссии о смысле жизни. В чем для вас он заключается?

Сегодня я предлагаю вам технику, с помощью которой вы сможете определить собственную шкалу ценностей и понять, что значит «жить в соответствии со своими ценностями».

Ценности человека:

√ это то, что лежит в основе жизненной мотивации,

√ это то, ради чего мы готовы предпринимать усилия,

√ это то, что дает нам энергию и ресурсы.

Хотя большинство наших ценностей достаточно стабильны, однако переломные моменты происходят в жизни каждого человека. В эти периоды происходит переоценка ценностей и жизненные приоритеты меняются. Если вы вдруг стали замечать, что то, что раньше приносило радость и удовлетворение, теперь перестало вас интересовать, исчезли удовольствие и мотивация этим заниматься – самое время исследовать свои ценности.

♦ Понимание своих ценностей помогает вам принимать важные жизненные решения.

♦ Вы перестаете неосознанно жертвовать тем, чего вы по-настоящему хотите.

♦ Вы начинаете уделять свое внимание, время и силы тому, что действительно способно принести вам радость и удовлетворение.

Ниже я привела примерный список ценностей человека:

Семья
Безопасность
Работа/Карьера/Профессионализм
Здоровье (физическое и психическое)
Забота/Служение
Доверие
Интерес к познанию (общая культура, интеллектуальное развитие, законы жизни)
Свобода
Материальная обеспеченность/Достаток/Изобилие
Уверенность в себе/Высокая самооценка/Ценность себя
Любовь (духовная и физическая)
Дружба/Верность /Надежность/Взаимовыручка
Мудрость/Духовность/Внутренняя культура/Гармоничность
Ответственность /Самостоятельность
Общественное признание/Уважение/Известность/Успех
Удовольствия и развлечения/Приключения
Потребность к творчеству/Хобби
Красота/Эстетичность

Возьмите листочки бумаги и выпишите на каждом из них по одной ценности. В тех строчках, где перечислено несколько близких ценностей, выберите ту, которая ближе лично вам. Кроме того, вы можете добавить и свои ценности, если не нашли их в предложенном списке, но они имеют для вас значение.

Теперь нужно расставить ценности по местам: от первой самой важной для вас на сегодняшний день, и далее, по убыванию степени важности, до самой последней. Перемещайте листочки до тех пор, пока вы не получите четкую последовательность, которая полностью удовлетворит вас.

Если возникает сложность с тем, чтобы выбрать из двух ценностей ту, которая наиболее важна для вас, воспользуйтесь одним из двух способов.

Способ 1. Логический.

Задайте себе вопрос: Если бы мне предложили выбрать только что-то одно, от чего я готов(а) отказаться в жизни? То, что остается - для вас сейчас важнее.

Способ 2. Интуитивный.

Закройте глаза. Мысленно представьте на ладони одной руки первую ценность, а на ладони другой – вторую ценность. «Взвесьте» их: какая из них весомей для вас? Не думайте в этот момент! Полностью сосредоточьтесь на ощущениях. То, что весомее - для вас сейчас важнее.

Возьмите 3-5 самых важных, приоритетных ценностей из вашего списка. А сейчас опишите каждую из них, что лично для вас она означает.

Например:

Ответственность – это когда я...

Семья для меня - это, прежде всего...

Писать нужно только о том, чего вы хотите. Поэтому исключите частицу «не» из описания.

После того, как вы это сделали, ответьте себе на вопросы:

Как я пойму, что в моей жизни есть... (ценность)?!

Что тогда я увижу? Что я чувствую? Что тогда я делаю?

И так по каждой из ваших приоритетных ценностей. Таким образом, вы создаете вИдение своей жизни, в которой вы живете в соответствии со своими ценностями.

А сейчас напишите практические шаги, свой план действий на ближайший месяц:

Что я хочу делать, чтобы в моей жизни стало больше... (ценность)?

Через какие практические действия и решения я могу реализовать свои жизненные приоритеты?

Это упражнение нужно делать не спеша, вдумчиво, согласовывая каждый выбор со своими чувствами. Тогда в результате у вас появится ощущение, что теперь всё встало на свои места, придут ясность и удовлетворение от проделанной работы.

Вы поймете, чего вы по-настоящему хотите и что действительно важно для вас.

Вы поймете, в чем разница между тем, чтобы жить, подчиняясь «рациональным» доводам, и тем, чтобы жить в соответствии со своими ценностями. В первом случае, вы живете «правильно», а во втором – счастливо!

Желаю вам найти свои главные ценности и быть счастливыми!

Чтобы понять себя, осознать, какие вещи являются самыми важными для тебя, определить, чему стоит удалять свое время и на что ориентироваться в сложных ситуациях, нужно определить собственную шкалу ценностей. Для этого можно выполнить следующую практику.

Шаг 1.

Ниже приведен примерный список основных ценностей.
Нужно прочитать его, если ты считаешь, что чего-то не хватает и у тебя есть другие ценности - дополни список.

  • Жизненная мудрость (познание жизни и понимание ее законов)
  • Интересная работа
  • Активная, деятельная жизнь.
  • Свобода, как независимость в поступках и действиях
  • Красота (переживание прекрасного)
  • Здоровье (физическое и психическое)
  • Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)
  • Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
  • Дружба (наличие хороших и верных друзей)
  • Общая хорошая обстановка в стране и мире (как условие благополучия для каждого)
  • Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
  • Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
  • Равенство (равные возможности для всех)
  • Самостоятельность, как независимость в суждениях и оценках
  • Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)
  • Семья (счастливая семейная жизнь)
  • Творчество (возможность самовыражения в творчестве)
  • Уверенность в себе (осознание собственной ценности, отсутствие самоосуждения и других негативных эмоций к себе)

После прочтения списка нужно ранжировать ценности, расставить по местам. Первое место по важности лично для тебя, второе, третье и т. д. Как это сделать: можно выписать каждую ценность на листок и раскладывать в порядке убывания значимости сверху вниз, можно скопировать каждую ценность в отдельную ячейку Excel (я так делаю) и перемещать ячейки вверх/вниз по важности. Если возникают сложности при сравнении двух ценностей «что важнее?», нужно задать вопрос: «если бы мне предложили выбрать из двух только одно, от чего бы я отказался в жизни?». Оставшееся и будет важнее.

Шаг 2.

Дальше мы будем работать с пятью самыми важными ценностями из ранжированного списка, потому что это - основа, фундамент счастливой жизни. Если жизнь будет строиться по направлению наиболее полной реализации этих ценностей, значит, ты будешь успешным, и будешь чувствовать себя очень счастливым, чувствовать, что живешь полной жизнью, такой, как тебе хочется. Очень важно выбрать самые важные ценности и сконцентрироваться на них, это позволит уделять их реализации максимум внимания, времени и усилий.

Теперь нужно четче определить эти ценности, которые ты выбрал, нужно описать, что именно для тебя значит, например «свобода». Допиши определение ценностей, продолжив фразу, «свобода - это когда…». Исключи из описания частицу «не», потому что ты пишешь о том, чего хочешь, а не чего не хочешь.

Шаг 3.

А теперь напиши для пяти выбранных понятий, что ты делаешь, чтобы в твоей жизни было больше этого. Например, «свобода - это когда… … Чтобы в моей жизни было больше свободы, я делаю… …».

Это упражнение нужно делать медленно, вдумываясь и чувствуя. Если у тебя все получится, то ты почувствуешь, что все встает на свои места. Теперь тебе понятно, как жить (основные направления) и чему уделять основное время. Понятно, почему тебя тянет к одним занятиям, людям (соответствующим твоим ценностям) и не хочется уделять время другим, вроде бы нужным, но не соответствующим твоим ценностям.

Для получения новых техник и практик достаточно на рассылку материалов проекта. Буду рада, если вы сможете регулярно получать материалы для саморазвития. До новых встреч!