Григорий к гуттаперчевый мальчик краткий пересказ. Гуттаперчевый мальчик

Артисты, веселые и громкоголосые, беспечно смеясь, стояли за кулисами цирка. Среди них можно отметить клоуна Эдвардса, уже немолодого и лысеющего господина, у которого наступил период апатии и тоски, после окончания которого, следует ожидать период буйного и безостановочного запоя. И хотя этот клоун, лицо которого измалевано красной и белой краской, является гордостью всего цирка, его приманкой, он все же остается самым ненадежным его звеном, поскольку в любой момент может провалиться в яму называемую запоем.


Режиссер уговаривает Эдвардса потерпеть и не запить еще бы два дня, дождаться конца масленицы, после чего цирк закроется на время, пока не закончится пост.
Клоун, как может, отделывается от него, отвечая ни чего не значащими словами и после, заглядывает к акробату Беккеру - огромному, всего покрытого связками мускулов, грубому человеку. Справедливости ради отметим, что зашел сюда Эдвардс не к Беккеру, который ему не интересен, а к его подручному - «гуттаперчевому мальчику». Клоун уговаривает Беккера разрешить ему погулять с подручным и аргументирует свои просьбы тем, что отдохнув, тот будет работать намного лучше. Однако, акробат, по обычаю своему чем-то раздраженный, не хочет даже говорить об этом, а маленькому и тихому подручному угрожает хлыстом.


Вообще, история подручного акробата - «гуттаперчевого мальчика» была трогательной своей простотой, но безмерно печальна. Он очень рано лишился матери, которая была кухаркой и отличалась излишней тягой к соблазнам любви. После ее смерти, прачка Варвара, помогла устроить сироту к Беккеру. Мальчика звали Петей и при первой встречи с акробатом, он очень грубо, доставляя не мало боли, ощупал мальчугана, раздев предварительно его до гола, а пока проходил этот осмотр, сам Петя сходил с ума от холода и страха. После этого он плакал и умолял, в слезах цепляясь за юбку прачки, но Варвара все же отдала его акробату.
Обучиться мастерству акробата было нелегко, тем более сам мальчик был худеньким и не отличался силой и проворством. Он много раз падал и больно расшибался, а Беккер не сказал не одного ласкового слова, не ободрил или пожалел. При этом самому Пете было только семь. Клоун Эдвардс подсказывал и учил, как делать тот или иной трюк, все остальные были безучастны к судьбе ребенка. Не удивительно, что сам Петя стал тянуться к Эдвардсу всем своим истосковавшимся детским сердцем.


В один из дней Эдвардс сделал подарок мальчику - маленького щенка, но беспощадный и жестокий Беккер, кинул собачку о стену и она мгновенно умерла. Но на том дело не остановилось, и сам подручный получил полагающуюся ему пощечину. Таким образом, Петя был не гуттаперчевым, а очень несчастным ребенком.
В доме графа Листомирова детские комнаты представляют совсем иную атмосферу. Здесь все сделано с одной единственной целью: сделать жизнь детишек благоприятной и счастливой. За настроение и здоровьем каждого ребенка, неустанно наблюдает гувернантка. Наступил последний день масленицы, и сегодня дети графа были особенно счастливы: сестра их матери - тетя Соня обещала сводить их в цирк.


Все они: Верочка, которой было уже восемь, ее сестра Зина и пухлый мальчик, которого все называли Пафом, предшествующее время всеми силами старались заслужить обещанный им поход. Вера, которая уже умела к этому времени читать, прочла своему брату и сестре афишу цирка, увиденную на улицы, и всех троих особенно заинтересовал гуттаперчевый мальчик.
Наконец долгожданный день настал, дети, волнуясь и радуясь, усаживаются в свои кресла, представление начнется не скоро, но это не имеет значения. Здесь, в цирке интересно все без ограничений. Наездница, жонглеры, клоуны, на всех них дети смотрят с огромным интересом и неподдельным восторгом. Но впереди они ждут встречу с гуттаперчевым мальчиком.
Вот началось второе отделение программы. На арену выходит Беккер и его помощник - Петя. Могучий акробат прикрепляет к своему поясу шест, который имеет перекладину на самом верху и его конец находится под самым куполом. Шест вот-вот норовит упасть и все замирает, видя, что акробату с трудом удается не уронить его.


Петя быстро взбирается вверх. Публика аплодирует и просит остановить опасный номер, но маленький мальчик должен еще повиснуть на перекладине опустив вниз головой свое тело. Он продолжает выполнять свой номер, как неожиданно что-то сверкает вверху и слышно, глухой удар об арену. Артисты и их помощники быстро поднимают с арены маленького мальчика и уносят за занавес. Оркестр начинает играть веселый мотив, выскакивают клоуны и пытаются веселить народ, но это им плохо удается. Публика расстроена и пытается покинуть представление. Маленькая Верочка плачет. Когда дети пришли домой, их с большим трудом смогли уложить спать предварительно успокоив.


В цирке, темном и опустевшим, лежит маленький мальчик. Он весь перемотан какими-то грязными тряпками и стонет от боли. У него переломаны ребра и разбита грудь. Только Эдвардс появляется рядом время от времени и склоняется над маленьким телом. Уже видно, что полоса запоя начинается, рядом на столе стоит наполовину пустой графин.
Все окружающие погружается в темноту. Утром со всех афиш убрали надпись, гласящую о гуттаперчевом мальчике, ночью он умер.

Краткое содержание повести «Гуттаперчевый мальчик» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Гуттаперчевый мальчик». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Posted on 09.03.2018


григорович,

гуттаперчевый мальчик,

читательский дневник

образование

ответить

комментировать

в избранное

Jenya jenya

6 часов назад

Краткое содержание:

Автор рассказа "Гуттаперчевый мальчик" Дмитрий Григорович описывает непростую жизнь маленького мальчика, который был сиротой. Рассказывает о его нелёгкой судьбе и доле. Действие рассказа происходит в цирке, где выступает маленький мальчик. В пять лет он остался без мамы, которая работала поваром. Мальчика отдали на попечение к огромному акробату, который мог побить мальчика.

Завершился рассказ очень трагично, мальчик погиб на сцене, упав с высоты.

Читательский дневник:

  • Цирк. На сцене выступает всеми любимый шут, постаревший мужчина с лысой головой.
  • Маленький мальчик и злой акробат.
  • Выход на сцену долгожданного гуттаперчевого мальчика и акробата.
  • Яркий свет ослепляет маленького мальчика и он летит вниз.
  • Смерть мальчика.

Рассказ учит нас тому, что к детям нужно относиться с любовью и вниманием.

комментировать

в избранное

отблагодарить

Батур-а

18 часов назад

Повесть русского писателя Дмитрия Григоровича "Гуттаперчевый мальчик" была написана в 1883 году и экранизирована в 1957 г. режиссером Владимиром Герасимовым по сценарию Михаила Вольпина.

Судя по комментариям к фильму, он и сейчас нравится современным школьникам и они плачут над судьбой Пети так же, как плакали их сверстники много лет назад, хотя некоторые и негодуют, зачем писатель, гад такой, не написал книгу с хорошим концом.

Да, в этой книге нет хорошего конца. В ней описана судьба мальчика-сироты Пети, отданного в учение к акробату, а также мельком показаны и другие люди, чью жизнь счастливой тоже не назовешь.

Запойный пьяница, клоун Эдвардс, который во время своей "болезни" теряет образ и подобие человека и превращается по словам его коллег "в тряпку".

Мать Пети, два раз выходившая замуж — один раз осталась вдовой, а второй муж просто растворился в пространстве, оставив женщину, которую с ребенком никто не брал на работу, умирать от голода и холода.

Граф Листомиров, хуже чем горький пьяница — горький меланхолик. Ничто его не радует, ничто не вызывает желания даже просто поговорить.

Графиня Листомирова, родила троих детей и четверых похоронила.

Её сестра, Соня, незамужняя 35-летняя девушка, отдала всю свою нерастраченную любовь сестриным детям.

Девочка Верочка, излишне впечатлительная и нервная, родители даже запрещают ей из-за этого читать книги, ну и "воспитатель" главного героя — самодовольный и жестокий немец Беккер. Считает себя разбивателем дамских сердец, но увы…

Гуттаперчевый мальчик

За кулисами цирка толпятся артисты, народ веселый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чье лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдварде, вступивший в "период тоски", за которым последует период тяжкою запоя. Эдварде - главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадежно, в любой день он может сорваться и запить.

Режиссер просит Эдвардса продержаться хотя бы еще два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.

Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.

Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, "гуттаперчевый мальчик", подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздраженный Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.

История "гуттаперчевого мальчика" была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мерзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.

После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.

Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.

Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребенку шел всего лишь восьмой год. Один только Эдварде показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.

Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощечину. Одним словом, Петя был "не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком".

А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.

В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Еще бы! Тетя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.

Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.

Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглера и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.

Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжелый золоченый шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.

Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен еще зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.

Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг "что-то сверкнуло и завертелось <...> в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену".

Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет веселый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны...

Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: "Ай, мальчик! мальчик!"

Дома детей с трудом удается успокоить и уложить в постель. Ночью тетя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.

А в темном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребенок с переломанными ребрами и разбитой грудью.

Время от времени из мрака появляется Эдварде и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожненный графин.

Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер "гуттаперчевого мальчика" - его уже не было на свете.

Среди вечно весёлых цирковых артистов, толпящихся за кулисами, видим сильно разукрашенного лысого клоуна Эдвардса. Хоть он и является лицом цирка, но его частые запои не внушают надёжности.

Режиссёр изъявляет просьбу Эдвардсу не сорваться по меньшей мере ещё пару дней, пока не закончится масленица, а затем уже они прекратят выступления, когда начнётся пост. Клоун не отвечает однозначно и посещает Беккера, массивного акробата, у которого в подручных «гуттаперчевый мальчик», робкий и тихий артист. Эдвардс спрашивает позволения у всегда недовольного Беккера погулять с его питомцем, обосновывая, что у отдохнувшего и развлекшегося мальчика работа получится лучше. Но великан Беккер злится в ответ на эту просьбу, и угрожает ребёнку хлыстом.

На своём пятом году жизни гуттаперчевый мальчик осиротел. При матери, легкомысленной кухарке, хоть и довелось быть порою голодным и терпеть холод, но хоть он не страдал от одиночества. Прачка Варвара, которая была землячкой покойной матери мальчика, отдала его в ученики к Беккеру. Первоначальная их встреча принесла боль и ужасное смятение от того, как Карл Богданович резко ощупывал нагого Петю. Ни плачь ребёнка, ни жалость к нему не заставили Варвару передумать отдать Петю грубому акробату в полнейшее властвование. Впервые увиденная шумная и пёстрая атмосфера цирка так сильно повлияла на мальчика, что он вскрикивал во сне и не единожды пробуждался.

Наблюдая за тем, как Пете тяжело учиться акробатике, как он падает и расшибается, Беккер никогда не ободрял ребёнка. Мальчик в свои малые годы не видел ласки и поощрения, в которых так нуждался. Один Эдвардс участливо относился к Пете, показывая правильное выполнение некоторых упражнений. Мальчик искренне и душевно проникся к клоуну. Когда Эдвардс вручил в подарок ребёнку щенка, мальчику пришлось не долго радоваться, ведь Беккер жестоко расшиб собачку насмерть о стену, при этом ударив и Петю.

Совсем по-другому относятся к детям у графа Листомирова, гувернантка упорно глядит за их здоровьем, эмоциональным состоянием, у них есть все условия для удобства и веселия. Тётя Соня, сестра матери графских детей, дала обещание отвести их в цирк. Верочка восьми лет, Зина - шести, и пятилетний малыш Паф ведут себя примерно, дабы оказаться на столь желанном цирковом представлении. На афише, прочитанной Верочкой братику и сестричке, детей сильно заинтересовывает гуттаперчевый мальчик. Они с нетерпением ждут пятницы, но время для них тянется медленнее, чем обычно. Но вот наступил этот день и они уже сидят на своих местах, с упоением наблюдая за первыми номерами артистов и жаждут появления гуттаперчевого мальчика.

И вот наконец Беккер прикрепляет тяжеленный шест с маленькой перекладиной в самом верху. Ему невероятно трудно удерживать колеблющуюся конструкцию. Публика наблюдает за тем, как Петя скрывается почти под куполом и намеревается повиснуть, уцепившись за перекладину. Аплодисменты и крики, что нужно остановить опаснейший номер, не прекращают дальнейший трюк, который вдруг сопровождается сверканием, верчением и глухим звуком. Артисты молниеносно уносят упавшее тщедушное тельце и представление продолжает выход кувыркающихся клоунов под бодрую музыку.

Встревоженная публика торопится разойтись. Верочку постигают истерика и рыдания. Дети никак не могут успокоиться и улечься спать. Тётя Соня, зайдя в детскую комнату ночью, наблюдает засохший след от слезы на всё ещё встревоженном лице спящей Верочки. Обмотанный тряпками изувеченный маленький акробат безмолвно лежит. Эдвардс склоняется над Петей время от времени. Опорожнённый графин свидетельствует о том, что клоун поддался запою.

Кругом мрачная тишина. На утренней афише отсутствовало упоминание о номере «гуттаперчевого мальчика», он покинул свет.

Среди разнообразия детских книг есть одно из самых трагичных произведений - «Гуттаперчевый мальчик», которое следует прочитать и детям, и их родителям. Печальная история маленького сироты никого не оставит равнодушным и неприятно удивит отношением взрослых людей к маленькому ребенку, который в восемь лет вынужден участвовать в опасном цирковом номере.

Структура произведения

Повесть Дмитрия Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» условно можно разделить на три части:

  1. Настоящий день, в котором происходит действие повести. С него начинается и им заканчивается книга.
  2. История жизни гуттаперчевого мальчика.
  3. Рассказ о семье графа Листомирова.

Произведение состоит из семи глав. Первая и шестая главы рассказывают о том, что происходит в цирке за кулисами и на арене во время представления. Из второй и третьей главы можно узнать историю гуттаперчевого мальчика. Четвертая и пятая главы посвящены жизни детей графа Листомирова. Седьмую главу можно сравнить с эпилогом.

Действующие лица повести

Для лучшего понимания краткого содержания «Гуттаперчевого мальчика» Д. Григоровича необходимо познакомиться с основными действующими лицами повествования:

  • Петя - гуттаперчевый (обладающий очень гибким телом) мальчик.
  • Беккер Карл Богданович, немец - артист цирка (атлет, акробат), воспитатель и хозяин Пети.
  • Эдвардс - клоун в цирке.
  • Анна - мать Пети.
  • Варвара - подруга Анны.
  • Бабушка - соседка, у которой жил Петя после смерти матери.
  • Семья Листомировых: Вера, Зина (Зизи), Павел (Паф) - дети. Граф и графиня Листомировы - родители. Тетя Соня - сестра графини. Мисс Бликс (англичанка) - няня. Молодая швейцарка - учительница музыки. Кормилица новорожденного младенца.
  • Режиссер цирка.
  • Фрау Браун и ее дочь Амалия (пятнадцатилетняя девушка - гимнастка в номере с лошадьми).

Сюжет произведения

Когда я родился — я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился...

С этого эпиграфа начинается печальная, полная трагизма повесть Д. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».

Она была написана в 1883 году. В рассказе о гуттаперчевом мальчике писатель прекрасно описывает жизнь бедных и богатых слоев населения. События повествования происходят в цирке Санкт-Петербурга.

Действие повести начинается с описания испортившейся погоды и переживаний режиссера по поводу вечернего выступления артистов цирка. Он боится, что метель отпугнет зрителей и выручка от программы будет маленькая. Его волнения вполне обоснованы, ведь действие происходит в пятницу Масленицы, последней недели перед постом, а в пост выступлений в цирке не будет. Люди, покидающие цирк после утренней программы, также не довольны испортившейся погодой, которая еще с утра была чудесной и солнечной.

После того как все зрители утреннего представления разошлись по домам, режиссер идет по мрачным помещениям цирка, чтобы обсудить свое мнение о выступлении с артистами. Григорович очень детально описывает темные помещения цирка, которые в дальнейшем выступают контрастом с описанием дома графа Листопадова. Выразив свое недовольство фрау Браун по поводу неудачного выступления ее дочери Амалии, которая несколько раз за свой номер упала с лошади, и выслушав, но не приняв ее оправданий, он направляется к клоуну Эдвардсу.

Цирковой клоун

Эдвардс является любимцем публики. Его выступление украшает любую программу и приводит в восторг зрителей. Но у клоуна есть один неприятный недостаток, который в повести представлен как болезнь. Сначала он впадает на несколько дней в тоску, которая заканчивается для клоуна длительным запоем, во время которого он выступать на арене цирка не в состоянии.

Хороший и добрый человек, который пытается защитить Петю от Беккера и отвлечь мальчика от грустных мыслей. Но все его усилия мало помогают. Даже его подарок оборачивается для несчастного ребенка трагедией. Клоун дарит мальчику маленькую собачку, но Беккер в приступе гнева убивает щенка.

Как раз во время этих заключительных представлений в цирке перед постом Эдвардс начинает заболевать, и режиссер умоляет его постараться перебороть себя хотя бы до начала поста.

Акробат Беккер

Неприятный и жестокий человек лет сорока. Считает себя красавцем, сокрушающим женские сердца, хотя на деле выглядит тяжелым и неповоротливым. Григорович сравнивает атлета с Голиафом. Беккер считается воспитателем и учителем Пети, но мальчика он не любит и даже не замечает, что ребенку необходима новая одежда. Вся его забота о сироте заключается в изнуряющих упражнениях и бесконечных побоях за любую оплошность мальчика. Петя для него скорее инструмент для выполнения эффектного номера, чем живой человек. Впрочем, так можно сказать почти обо всех героях «Гуттаперчевого мальчика», которые даже не понимают, какой опасности подвергается ребенок на представлениях.

История Пети

Мальчик осиротел в возрасте пяти лет. Анна, мама Пети, была бедной женщиной и служила у разных людей кухаркой. Из-за своего дурного характера, когда хорошее настроение быстро сменяется раздражением, ее постоянно выгоняли с работы. Со временем она выходит замуж за солдата, временно служившего швейцаром, и рожает слабого мальчика. После рождения сына отношения между супругами портятся, и отец Пети возвращается в казармы. Через некоторое время Анне сообщают, что ее муж погиб. Варвара, подруга Анны, устраивает ее на хорошее место, в прачечную. Для Пети это было самое счастливое время жизни. Он мог гулять на природе и отдыхать на плоту у речки.

Но через пару лет Анна снова выходит замуж за некрасивого и склочного портного. Отчим не любил Петю и грозился утопить мальчика в проруби. Заработанные деньги портной пропивал и в конце концов пропал где-то в Шлиссельбурге. Анне от этого легче не стало. Оставив любимого сына своей соседке, которую Петя называл бабушкой, она отправляется искать поденную работу. От непосильной жизни Анна умирает. Не зная, что делать с мальчиком, Варвара устраивает его к Беккеру, который жил с ней по соседству.

Сцену, где писатель описывает, как Беккер осматривает ребенка, можно сравнить с выбором не человека, а скотины. Атлету нет никого дела до чувств мальчика, его не волнует, что ребенок напуган и плачет. Для Беккера главное - не ошибиться в гуттаперчевых способностях тела мальчика. Грубо ощупав худенькое тельце ребенка и выгнув его так, что грудь выпучилась вперед и голова запрокинулась назад, а Петя застыл от ужаса и боли, акробат решает взять сироту к себе в цирковой номер.

Семья Листомировых

Рассказ о жизни семьи графа Листомирова начинается с описания комнат, в которых живут дети. Эти яркие, насыщенные солнцем уютные комнатки, украшенные красивой мебелью, занавесками и коврами, невольно заставляют читателя вспомнить о мрачных помещениях цирка в начале повести. Дети, обладатели этих чудесных комнат, стараются всю масленичную неделю вести себя как можно лучше. За хорошее поведение им обещана поездка в цирк. Верочка, старшая дочь восьми лет, - милая и добрая девочка с большими глазами и густыми пепельного цвета волосами. Она внимательно следит за поведением младшей сестры Зины и брата Пафа, боясь, что они могут своими играми сорвать обещанное развлечение.

Паф, хотя по-настоящему его зовут Павел, - единственный сын и продолжатель фамилии графа Листомирова. Описание внешности и характера пятилетнего Пафа создает контраст с гуттаперчевым мальчиком. У него рыхлое, тяжелое тело и апатичный характер. Хотя при предложении поехать в цирк он оживляется и пытается изображать клоуна.

Кроме рассказа о детях, Григорович дает описание другим членам семьи.

  • Тетка, одинокая тридцатипятилетняя Соня, посвятила свою жизнь воспитанию детей своей сестры, которая совершенно истощена частыми родами.
  • Отец семейства - задумчивый и довольно скучный человек. С женой общается мало, свое мнение предпочитает оставлять при себе. Чрезмерно аккуратный человек и требует, чтобы все вещи лежали на своих местах.
  • Мать детей - это заморенная родами женщина, которая боится огорчить своего мужа, поэтому все время находится в нервном напряжении.

Трагическое представление в цирке

В последних главах повести писатель возвращает читателя в цирк. Артисты готовятся к выступлению, зрители разноцветной толпой наполняют зрительный зал. На арене праздничное настроение, один номер сменяет другой, но все ждут выступления гуттаперчевого мальчика. В цирке звучит веселый вальс, и на арену выходят акробат с худеньким мальчиком. Служители выносят длинный шест с перекладиной на конце, который уходит под самый потолок. Беккер закрепляет шест на поясе, и Петя поднимается по нему для выполнения опасного номера под куполом цирка. Выполняя упражнения, мальчик неожиданно срывается с перекладины и падает на арену.

Служители цирка стараются быстрее и незаметнее вынести Петю за занавес, но зрители все равно покидают цирк. Более всех расстроена Верочка, она плачет и все время повторяет: «Ай, мальчик, мальчик!» Даже дома она остается расстроенной, чем приводит в возмущение отца, который считает, что какой-то «негодяй» сорвался и упал, тем самым испортив настроение его детям. Он не испытывает никакого сострадания к бедному, чужому ребенку.

Финал повести печален и мрачен. Петя умирает на тюфяке для акробатов, который лежит на полу у конюшни, в полном одиночестве. Даже добрый клоун оставляет его, уйдя в состояние запоя. А на следующий день номер с погибшим мальчиком просто снят с афишки.

Повесть «Гуттаперчевый мальчик», содержание которой оставляет след в душе человека, необходимо знать каждому. Таких бедных детей в то время было много. И часто их конец был таким же трагическим.