Индустриальная революция: достижения и проблемы презентация к уроку по истории (8 класс) на тему. Индустриальная революция: достижения и проблемы Основные технические изобретения и научные открытия XIX века

Индустриальная революция: достижения и проблемы

Выполнила: учитель истории и обществознания

МКОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП

Антонкина Е.Е.


  • Рассмотреть основные черты индустриального общества (классического капитализма); объяснить причины и последствия экономических кризисов перепроизводства; выяснить что такое монополистический капитализм, рассмотреть формы слияния предприятий; познакомить учащихся с основными техническими изобретениями и открытиями.
  • - Привить умение использовать межпредметные связи; доказывать свою точку зрения и участвовать в дискуссии;
  • - Решать проблемы

  • 1. Завершение промышленного переворота
  • 2. Переворот в средствах транспорта
  • 3. Экипаж без лошадей
  • 4. « Страна на колесах»
  • 5. Дороги, мосты, туннели
  • 6. Первые полеты человека
  • 7. Военная техника
  • 8. Новые источники энергии
  • 9. « Превратить ночь в день»

  • В первой половине 19 в. Промышленный переворот вступил в стадию своего завершения. Об этом свидетельствует то, что машины создаются при помощи станков .
  • Наиболее развитой страной в области промышленного переворота оставалась
  • Новая отрасль промышленности- машиностроение



Автоматический станок Ж.М. Жаккара 1804 г .


  • 30-40-е гг. 19 века - время железнодорожного строительства
  • 1825- завершение аграрной революции (преобладание фермерских хозяйств- прогрессивные способы земледелия, новая техника: сеялки, молотилки, плуги)

  • Конвертер -печь для выплавки стали Г. Бессемера 1856 г.


  • Джорж Стефенсон 1825 г. первая железная дорога в Англии (соединила Стоктон и Дарлингтон)
  • 1829 г. железная дорога (Ливерпуль-Манчестер)





« Саванна »-первый пароход, переплывший Атлантический океан в 1819г.


3. Экипаж без лошадей

1803-1804 Эванс- первый автомобиль с паровым двигателем Филадельфия

Тревитик «Огненный дракон» Лондон


1885 Карл Бенц «Трехколесная повозка с горизонтальным бензиновым двигателем» 15 км.час

1895 Готлиб Даймлер


4. «Страна на колесах»

Генри Форд


5.»Дороги, мосты, туннели »

1859-Суэцкий канал Фердинанд Лессепс (фр.)

1818-1826 Телфорд первый ж.д. висячий мост


Иоганн Реблинг (США) Бруклинский мост

Симплонский(Швейцария ) туннель. 20км


6. Первые полеты человека

Жак Шарль «Модель аэростата, наполняемого водородом»

Братья Монгольфье «Аэростат» 1783


  • Отто Лилиенталь -наука о планетаризме
  • Клемент Адер, братья Райт- полеты на планере, оснащенном бензиновым двигателем (12 сек)

7. Военная техника

1803 англ. генерал Х. Шрапнел- разрывной снаряд (шрапнель)

1862г. Швед Альфред Нобель-динамит


1835г. Американец Сэмюэл Кольт-револьвер

1883г. К. Мэксим-

станковый пулемет «Максим»


8. Новые источники энергии

Нефть

Электричество

  • С 1890-1900 потребление нефти увеличилось с 1 до 10 млн. т.
  • Из нефти стали получать бензин и керосин
  • Электрическая энергия использовалась на промышленных предприятиях и для освещения улиц в крупных городах

9. «Превратить ночь в день»

1875г. П.Н. Яблочков-электродуговая лампа

Т. Эдисон «производство электрического света»


10. Революция в средствах связи

А. Попов и Г. Маркони (ит) -радио

М. Грей и А. Белл (ам)-телефон


11. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма

В первой половине XIX века начинается эпоха свободного фабрично-заводского капитализма, или капитализма свободной конкуренции.

Капитализм свободной конкуренции – общественный строй, основанный на неограниченной конкуренции в экономической сфере.

Конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль.

Т.е. конкурентная борьба в этот период была неограниченна.

Первый в мире кризис перепроизводства произошёл в Англии в 1825 году. Тогда частично были затронуты и экономики других стран: США и Франции. К тому же этот кризис коснулся не одной, а сразу нескольких отраслей промышленности. Через 30 с небольшим лет разразился настоящий экономический и финансовый кризис, которому было присвоено звание «первого мирового».

Итак, все предприятия стремились к получению наивысшей прибыли и увеличивали производство товаров, что и приводило к экономическим кризисам.


12. Монополистический капитализм

В последней трети 19в. Появляются мощные финансовые и промышленные корпорации.

Возникают различные формы слияния предприятий:

Картель

объединение, при котором сохраняется производственная и коммерческая самостоятельность предприятий, но определяются единые цены и делятся рынки сбыта

Синдикат

объединение, занимающееся совместным сбытом продукции

Трест

полное объединение предприятий, утрата коммерческой и производственной самостоятельности

Концерн

объединение трестов или предприятий, зависящих от какой-либо монополистической группы


В этот период господствовали идеи о недопустимом вмешательстве государства в частную собственность, регулированием производства товаров и их сбыта стали заниматься крупные предприниматели. Промышленники стали сговариваться между собой о ценах, рынках сбыта, чтобы избежать острой конкуренции. И к 1870-1880 гг. производственная сфера завоевывается монополиями. Монополия – объединение капиталистов, возникающее на базе растущей концентрации производства и капитала, сосредотачивающее в своих руках производство или продажу и имеющее целью установление господства в тех или иных отраслях хозяйства и получение максимальной прибыли.


Т.о. складывается монополистический капитализм (империализм). Империализм особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества. Признаки империализма: Сочетание свободной конкуренции и монополии Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансовой олигархии Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров Экономический раздел мира на сферы влияния Установление тесной связи финансовой олигархии с правительством


Закрепление изученного материала: - О каких открытиях и достижениях вы узнали на уроке? - Какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе? -Что такое капиталистическая монополия? -Какую роль сыграло обострение конкурентной борьбы в образовании монополий? -Какие формы слияния предприятий вы знаете? -Почему капитализм свободной конкуренции в конце XIX века перерастает в капитализм монополистический?


XVIII век - век Просвещения - привнёс в европейское общество обмирщение сознания, дух предпринимательства, веру в безграничные возможности разума и мысли человека.

Социально-политические изменения, выразившиеся в охвативших Европу буржуазных революциях, неразрывно связаны и с выстраиванием экономического фундамента нового общества.

Уже в XVIII веке в передовых странах Европы наблюдается рост фабричного производства, что является важнейшим условием .

Раньше всех этот процесс начался в Англии. Во-первых, потому что в Англии сформировалась достаточно развитая промышленность мануфактурного типа, а во-вторых, потому что В Англии уже в XVIII веке завершилась аграрная революция (переход от хозяйства мелких крестьянских собственников к крупному землевладению со сдачей участков в аренду фермерам и обработкой земли силой наёмных рабочих).

В XVIII веке были изобретены и революционные механизмы, на базе которых в XIX веке совершенствовались и усложнялись машины, заменяющие ручной труд, (прялка «Дженни» и паровая машина).

События

Середина XVIII - середина XIX вв. - первая промышленная революция (или промышленный переворот).

1765 г. - англичанин Джеймс Харгривс сконструировал механическую прялку «Дженни». С этим изобретением связывают начало машинного века.

1784 г. — шотландский инженер Джеймс Уатт изобрёл .

1800 г. - британский изобретатель Генри Модсли создал первый металлорежущий станок. Он позволил использовать болты и гайки стандартного размера.

1803 г. - в Америке пущен первый автомобиль с паровым двигателем.

1807 г. - спуск на воду парохода Фултона «Клермонт». Начало эпохи паровых судов.

1819 г. - первое пересечение пароходом Атлантического океана (от Ливерпуля до Нью-Йорка), плавание длилось 26 дней.

1825 г. - первая железная дорога. Построена англичанином Джорджем Стефенсоном. Дорога соединила Стоктон и Дарлингтон.

1825 г. - первый кризис перепроизводства. Произошёл в Англии.

Вторая половина XIX в. - вторая промышленная революция.

Последняя треть XIX в. - время появления мощных финансовых и : картелей, синдикатов, трестов, концернов.

1844 г. - первая телеграфная линия между Вашингтоном и Балтимором (США).

1850 г. - проложен подводный телеграфный кабель по дну Ла-Манша (соединил Англию с материковой Европой).

1866 г. - проложен первый телеграфный кабель через Атлантический океан (соединил США и Англию).

1858 г. - первый мировой экономический кризис.

1864 г. - французский металлург Пьер-Эмиль Мартен изобрёл печь для выплавки стали. Печь получила название мартеновской.

1869 г. - открытие Суэцкого канала, кратчайшего водного пути из Средиземного моря в Индийский океан.

1876 г. - в США запатентован телефон Александра Белла.

1885 г. - немецкий инженер Карл Бенц создал первый бензиновый автомобиль.

1895 г. - изобретение радиосвязи.

1900 г. - запуск первого управляемого дирижабля.

Участники

Джордж Стефенсон - английский инженер, изобретатель паровоза.

Генри Модсли - английский механик, изобретатель токарно-винторезного станка.

Жозеф Мари Жаккар - французский изобретатель, автор конструкции станка для создания узорчатых тканей.

Эрнст Вернер фон Сименс - немецкий инженер, изобретатель динамо-машины.

Роберт Фултон - американский инженер, создатель первых пароходов.

Оливер Эванс (США), Ричард Тревитик (Англия) - создатели первых паровых автомобилей.

Карл Бенц - немецкий инженер, создатель первого автомобиля с бензиновым двигателем.

Отто Лилиенталь - немецкий инженер, пионер авиации.

Фердинанд фон Цеппелин - немецкий изобретатель, строитель первых дирижаблей.

Павел Яблочков - русский инженер, создатель электродуговой лампы.

Томас Эдисон - американский изобретатель, создатель .

Сэмюэл Морзе - американский изобретатель, создатель телеграфа.

Александр Попов (Россия), Гульермо Маркони (Италия) - изобретатели радиосвязи.

Александр Белл - американский учёный, один из изобретателей телефона.

Заключение

Промышленный переворот создал фундамент нового индустриального общества. Технический прогресс и промышленная революция внесли много позитивных изменений: это и повышение производительности труда, внедрение новых технологий, улучшение средств связи, повышение уровня жизни населения. С другой стороны, научно-технический прогресс нёс и угрозу обществу: с новыми технологиями появляются и новые средства массового уничтожения (нарезные винтовки, пулемёты, динамит, зажигательные ракеты), встаёт вопрос о загрязнении природы дымом заводских труб, сливом отходов производства в реки. Новый уклад экономики привнёс и социальные проблемы. Стремление владельцев производства любой ценой сократить издержки было причиной тяжёлых условий труда, использования труда женщин и детей.

Параллели

В России, по сравнению со странами Западной Европы, (к концу XIX века) и шёл более быстрыми темпами. Россия относится к так называемым странам второго эшелона индустриализации. Для них характерны короткие сроки промышленного переворота, так как индустриализация идёт не эволюционно и постепенно, а при активном вмешательстве государства. Также для «догоняющей» индустриализации характерна обгоняющая роль тяжёлой промышленности над лёгкой, тогда как в странах первого эшелона раньше всего промышленный переворот происходит именно в лёгкой промышленности. Кроме России, к странам второго эшелона относятся Германия, страны Юго-Восточной Европы, Япония.

Становление индустриального общества

Милагина Марина Васильевна

МОУ «Шестаковская ООШ»

Московская область

Волоколамский район


Индустриальное общество – это общество, основанное на развитии крупного промышленного производства.

Индустриальная революция (промышленный переворот) – это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, от аграрной экономики к промышленному производству.

В первой половине 19 века ПП подошёл к своему завершению – машины стали создаваться при помощи других машин. Для их создания требовалось много металла. Таким металлов была сталь. Она была более гибкой, чем железо, меньше ржавела. Но производство стали до середины

19 века было дорогим.


Железную руду в печах плавили на каменном угле, а для ускорения процесса нагнетали в печь горячий воздух. Английский инженер Бессемер изобрел для выплавки стали вращающуюся печь – конвертор.

Французский инженер Мартен сконструировал печь, которая выплавляла сталь высокого качества – мартеновскую печь.



В текстильной промышленности появился первый автоматический станок. Его создал Ж.М. Жаккар. На станке устанавливали перфорированные карты, которые позволяли ткачу производить ткань с определенным рисунком.

Станок имел специальные иглы, которые управляли нитями ткани, получался изумительный по красоте рисунок.


19 век назвали веком железных дорог. Первую железную дорогу построил в 1825 году Г. Стефенсон между Стоктоном и Дарлингтоном. Это позволило перевозить уголь, хлопок к фабрикам и заводам, вывозить готовую продукцию, снабжать города продуктами питания.

Железные дороги позволили освоить новые территории в США, Индии, Африке.



Автоматические тормоза и сцепка повысили безопасность железнодорожного транспорта.

В 1879 году В. Симменс построил узкоколейку длиной 300 м с электрической тягой. Маленький электровоз тянул поезд из пяти вагонеток (вроде 5 диванов) на Берлинской промышленной выставке. Тогда это было развлечением, но вскоре электрички появились в Европе и США.


Первый паровой пароход «Клермон», построенный Фультоном имел длину 40,5 м, ширину 5,5 м и глубину 2,74 м. Его пробная поездка была назначена на 17 августа 1807 года. Огромная толпа людей стояла на берегу и смеялась над этой затеей. Но когда пароход со страшным шумом двинулся вперёд, насмешки сменились криками одобрения.

«Клермон» вызвал не только удивление, но и страх. Из его трубы вырывались пламя и искры. Матросы упали на колени, и стали молить Бога спасти их от этого чудовища, которое двигалось против ветра и освещало себе путь.



Зимой 1803 – 1804 года американский инженер Эванс пустил по улицам Филадельфии первый автомобиль с паровым двигателем.

Паровая амфибия Эванса 1801 год


Первые автомобили на улицах часто

окружала толпа, поднимающая свист и шум, перед автомобилем на дорогу бросали брёвна и куски железа, причём радость была велика, когда автомобиль ломался и лошади увозили его в мастерскую. Произошли первые ДТП, и власти издали закон: перед «экипажем без лошадей» за 100 м шёл человек с красным флажком – знаком опасности. Скорость ограничивалась 4 км в час.




Паровой грузовик Пекье. Франция 1828 г.

Автомобиль Маркуса. Австро-Венгрия 1875 г.

Автомобиль Селдона. США 1877 г.


Даймлер. Германия 1886 г.

Бенц. Германия 1886 г.











В 1782 году Жозеф Монгольфье нашел средство, с помощью которого можно было подняться в воздух. Этим средством оказалась, наполненная дымом оболочка. Этьенн и Жозеф Монгольфье соорудили шар диаметром

3, 5 м. Успех был полный: шар продержался в воздухе 10 мин. Поднялся на 300 м и

пролетел 1 км.














Широко стало применяться огнестрельное оружие. В 1835 г. американец Сэмюэл Кольт изобрел револьвер, названный его именем.

В 1883 г. К. Максим изобрёл станковый пулемёт («максим»).


К концу XIX века в жизни людей появилось еще одно новшество – электрическое освещение. В 1875г. Русский ученый П.Н.Яблочков изобрел электродуговую лампу (электрическую свечу).

Эти лампы использовали для освещения магазинов, театров. Но дуговые лампы были опасны для населения, свет их не регулировался и включались они все сразу.

Эдисон изобрёл закрытую лампу, в которой несильно горел свет. Впервые 115 ламп осветили параход «Колумбия» в 1880 году.




А. Белл одновременно подали заявку на практически применимые телефонные аппараты. Грей подал заявку на два часа позже, и патент получил Белл. Так, в дома пришел телефон.



Домашнее задание:

Заполнить таблицу «Важнейшие научные открытия 19 века» стр. 10 - 19

Имя ученого или изобретателя

Генри Модсли

Сущность научного открытия

Около 1800 года

Токарный станок, который заменил ручной труд в трех операциях по точной обработке металла

Начать мини-проект: «Наука и техника в 19 веке»

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

Индустриальный век стал временем металла: из него делались станки, транспорт, иногда даже особые здания. Причём использовался не просто металл, а сталь (сырьё для которой – чугун). При этом развития производства требовало и совершенствования транспорта, потому что нужно было возить гораздо больше сырья и готовой продукции, причём делать это гораздо быстрее. С этой справлялись железные дороги. Потому все три таблицы показывают процесс индустриализации в этих странах.

3. Пронумеруйте перечисленные явления в соответствии с их значимостью. Главным содержанием развития экономики западных стран в XIX в., определившим развитие не только промышленности, но и сельского хозяйства, стал:

3) рост городов; 2) рост численности населения; 1) промышленный переворот.

4. Какое явление было вызвано указанными ниже причинами? Ответ запишите. Необходимость доставки сырья на фабрики и вывоза готовой продукции; необходимость снабжения городского населения продуктами питания; необходимость укрепления экономических связей между странами.

Развитие транспорта, появление новых его отраслей. Прежде всего, имеется в виду появление парохода и паровоза, сеть железных дорог, покрывшая индустриальные страны.

5. Выберите правильный ответ. Первый мировой экономический кризис разразился в:

7. Каковы черты, присущие монополистическому капитализму?

A) Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансовой олигархии.

Б) Индустриализация страны.

B) Образование монополий.

Г) Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров.

Д) Экономический раздел мира на сферы влияния.

Е) Территориальный раздел мира.

Ж) Вытеснение кустарного производства фабрично-заводским.

Правильный ответ:

8. Когда, по вашему мнению, могли возникнуть и что означали выражения?

«Некоронованные короли Америки»

Фраза возникла в эпоху монополистического капитализма. Она означала, что у владельцев монополистических компаний США фактически было больше власти, чем у любых королей.

«Что хорошо для Круппа, то хорошо для Германии»

Фраза возникла в эпоху монополистического капитализма. Она означала, что интересы государства подчинились интересам крупнейших монополий этого государства.