Как превратить из междометия ну глагол. Московский государственный университет печати

Производные.

    В первую группу входят междометия первообразные , состоящие или из одного гласного звука (А! О! У! Э! ), или из двух звуков (Ай! Ах! Ба! Ой! Эй! Эх! Ух! Фи! Ха! и др.). Иногда первообразные междометия употребляются в форме сочетания двух или трех одинаковых междометий: Ха-ха-ха! Ба-ба! Фи-фи! и т.д.

    Часть первообразных междометий образуется из трех и более звуков (ага, увы, угу, эге и др.).

    К отдельным первообразным междометиям могут присоединяться постфиксы или частицы (нуте, на-кось, нуте-ка, ой ли и др.).

    Вторую группу составляют междометия, образованные из других частей речи. Такие междометия называются вторичными или производными . Сюда входят междометия, образованные из существительных (Глупости! Беда! Крышка! Право! и др.), из глаголов (Здравствуйте! Прощайте! и под.), из наречий и местоимений (То-то же! Полно! и др.).

По своему происхождению одни междометия являются исконно русскими (Матушки! Ай! Эх! Ну-ка! и др.), другие - иноязычными (Алло! Аида! Браво! Бис! Капут! и пр.).

В процессе развития языка в разряд междометий перешли отдельные фразеологические обороты (Боже мой! Батюшки-светы! Дело - табак! Вот так история! Черт возьми! и мн. др.).

В современном русском языке выделяются слова, которые, с одной стороны, имеют структуру междометий и присущую им экспрессию, динамичность, с другой - обладают глагольными признаками (вид, время). Сюда относятся такие формы, как трах, хлоп, прыг, хвать, шасть, стук, бултых и др. Например: Капитан размахнулся и трах! - из глаз посыпались искры, из рук выпала шапка (Ч.).

Слова, являющиеся по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков, называются звукоподражательными . По своим синтаксическим функциям они сближаются с междометиями. Однако в отличие от междометий не выражают каких-либо определенных чувств, изъявлений воли и т.д., хотя и обладают большим стилистическим многообразием и экспрессией.

К звукоподражательным словам относятся все слова, являющиеся условным воспроизведением крика птиц: га-га (гуся), кря-кря (утки), ку-ку (кукушки), курлы-курлы (журавля), чик-чирик (воробья) и т.д.; животных: гав-гав (собаки), ква-ква (лягушки), мяу-мяу (кошки), му-у (коровы), бе-е (овец) и т.д.; воспроизведением каких-либо шумов природы или определенных действий, происходящих в результате деятельности людей: трах-тах-тах (раскаты грома), у-у-у (завывание вьюги), динь-динь (звук, издаваемый колокольчиком) и т.д. Например: ...Ква! Тебе любо, любо, лягушка заморская, квакать на русского царевича (П.); Журавлям хорошо: поднялся повыше и лети - курлы-курлы-курлы (Б. Пол.); Ррр... гав! гав! - постой, не кусайся (Ч.); На подоконнике ворковали голуби. «Су-уп-пру-г, су-уп-пру-г, су-уп-пру-г» - будто выговаривал один; «Су-уп-пру-у-га, су-у-пру-у-га» , - отзывался второй (В. Салтыкова); Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин-дин-дин (П.).

Междометные глаголы и способы их образования

При изучении темы «Глагол» необходимо обратить внимание учащихся на особую группу – междометные глаголы типа чик, хлоп, хвать, цоп, шасть, бряк, а так же формы чикнуть, хлопнуть, брякнуть, хапнуть и др.

Анализируя произведения российских писателей, можно выделить три группы междометных глаголов. В первую группу входят усеченные формы глаголах типа: бряк, шмяк, цоп, брык, сиг, шасть и др.

Развернулся и шмяк меня по уху («Доходная статья»); После цоп пакет и идет («На живца»); Сама видела: сиг через перилки и нету («Медаль»); …Шасть за дверь и слова никому не молвил («Виктория Казимироана»).

Вторую группу составляют междометные глаголы с суффиксом -ну/ть. Это продуктивный суффикс со значением совершенного вида. Он присоединяется к усеченным формам глагола и указывает на мгновенность действия.

Можно сказать, ахнуть не успел («Галоша»); Ёкнуло у Пелагеи сердце («Письмо»); Никак батюшка стакан тюкнули? («Стакан»).

Третью группу составляют повторяющиеся усеченные глаголы.

Забежал я к нему, сам пугаюсь, хвать да хвать его за руку («Виктория Казимировна»); А один гвардеец дёрг да дёрг за ножку австрийца («Великосветская история»); Я за дерево схоронился, а она травинку нюх да нюх, понюхрила, и, вижу, меня нашла… («Чертовинка»).

Следует отметить, что морфологическая структура междометных глаголов и междометий характеризуется известной общностью, но не является вполне идентичной. Междометные глаголы образуются отрицательной аффиксацией, в связи с этим они имеют глагольные показатели, которые отсутствуют у междометий.

Тюкнуть – в значении «разбить»; сиг – в значении «прыгнуть»; чик-чик – в значении «рубить», «резать»; брык - в значении «упасть».

Особую группу составляют междометные глаголы, образованные от междометий путем суффиксации: ах – ахнуть, бабах – бабахнуть, кряк – крякнуть, ёк – ёкнуть.

Повторяющиеся междометные глаголы как конструкции в общем звене глаголов показывают, что конструкции с союзами и, да имеют значение окончательного действия. Например: сиг и нету; чик и на кусочки; цоп и идет; брык и лежит. Повторяющиеся междометные глаголы обозначают не мгновенное действие, а процесс мгновенных действий. В связи с этим у глаголов такой конструкции видо-временные значения устанавливаются на основе контекста. Междометные глаголы спрягаемой формы употребляются так же в качестве особой конструкции глагола-сказуемого, выделяемого на основе контекста. В таких случаях одиночные междометные глаголы несут в себе весь заряд действия как если бы это было простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени совершенного вида.

А командир, по выбору, прапорщик Лапушкин бряк меня по уху («Великосветская история») – сравним: А командир, по выбору, прапорщик Лапушкин [ударил] меня по уху;

Студентик брык наземь («Серенада») – сравним: Студентик [упал] наземь.

Если поставить вместо междометных глаголов простые глагольные формы, то комический смысл текста теряется. Как семантика, так и структура таких глаголов характеризуются контекстно-ситуативной обусловленностью.

Таким образом, в языке есть междометия: сиг, прыг, бац, бряк, хлоп и междометные глаголы: сиг, прыг, бац, бряк, хлоп, которые выделяются в контексте и обозначают действия. Видо-временные значения междометных глаголов проясняются так же в контексте. Функциональная значимость междометных глаголов заключается в том, что они придают действиям яркую экспрессию и, не лишаясь своего лексического значения, вносят значение внезапности, мгновенности и наглядности действия. Междометные глаголы, безусловно, являются важнейшим средством повышения экспрессивности языка сатирических произведений.

Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства, настроения и побуждения. Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия - особенность разговорного стиля, в художественных произведениях используются в диалогах.

Группы междометий по значению

Междометия бывают непроизводными (ну, ах, фу, эх и др.) и производными , произошедшими от самостоятельных частей речи (Брось! Батюшки! Ужас! Караул! и др.).

Междометия не изменяются и не являются членами предложения . Но иногда междометие употребляется в значении самостоятельной части речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения. Вот раздалося «ау» вдалеке (Н. Некрасов) - «ау» равно по значению существительному «крик», является подлежащим. Татьяна ах! а он реветь . (А. Пушкин) - междометие «ах» употреблено в значении глагола «ахнула», является сказуемым.

Нужно различать!

От междометий следует отличать звукоподражательные слова . Они передают различные звуки живой и неживой природы: человека (хи-хи, ха-ха ), животных (мяу-мяу, кукареку ), предметов (тик-так, динь-динь, хлоп, бум-бум ). В отличие от междометий звукоподражательные слова не выражают эмоций, чувств, побуждений. Звукоподражательные слова состоят обычно из одного слога (буль, гав, кап) или повторяющихся слогов (буль-буль, гав-гав, кап-кап - пишутся через дефис).

От звукоподражательных слов образуются слова других частей речи: мяукать, мяуканье, булькать, бульканье, хихикать, хихиканье и др. В предложении звукоподражательные слова, как и междометия, могут употребляться в значении самостоятельных частей речи и являться членами предложения. Вся столица содрогнулась, а девица хи-хи-хи да ха-ха-ха (А. Пушкин) - «хи-хи-хи» и «ха-ха-ха» равны по значению глаголам «смеялась, хохотала», являются сказуемыми.

Глагольное междометие

Неизменяемое слово, совпадающее иногда и своем звуковом составе со звукоподражательным словом пли междометием и употребляющееся в функции глагольного сказуемого со значением мгновенного действия в прошлом (бах, бряк, глядь, плюх, скок. жвать, шлёп, шмыг, щёлк и др.). Легче тени Татьяна прыг в другие сени (Пушкин). ..II с возом бух в канаву (Крыло в). Однажды вечером шасть ко мне. этот Рогов с товарищем (Короленко). Незаряженной гранатой Теркин немца с левой шмяк! (Твардовский). А. А. Шахматов называл эти формы глаголами “мгновенного вида”, А. М. Пешковский - глаголами “ультрамнгновенного вида"


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "глагольное междометие" в других словарях:

    Часть речи, включающая неизменяемые слова, которые непосредственно выражают наши чувства и волеизъявления, не называя их. А и! Ах1 Ну! У pal Цыц! Чу! От знаменательных частей речи междометия отличаются тем, что они не обладают номинативной… …

    Я; ср. Грамм. Неизменяемая часть речи, служащая для выражения чувств и волевых побуждений (например: ах, ура, брысь, стоп и т.п.). Правописание междометий. Звукоподражательное, глагольное м. Говорить одними междометиями (бессвязно; излишне… … Энциклопедический словарь

    междометие - я; ср.; грамм. см. тж. междометный Неизменяемая часть речи, служащая для выражения чувств и волевых побуждений (например: ах, ура, брысь, стоп и т.п.) Правописание междометий. Звукоподражательное, глагольное междоме/тие. Говорить одними… … Словарь многих выражений

    Словарь лингвистических терминов

    То же, что глагольное междометие … Словарь лингвистических терминов

    См. глагольное междометие … Словарь лингвистических терминов

    Глагол в немецком языке это часть речи, обозначающая действие во времени или состояние и играющая синтаксическую роль сказуемого и реже других членов предложения. По грамматическим функциям немецкие глаголы можно разделить на полнозначные… … Википедия

    Самоназвание: Эрзянь кель Страны: Россия. Также говорящие на эрзянском языке прожива … Википедия

    Самоназвание: lišānum akkadītum Страны: Аккад, Вавилония … Википедия

Е.В.СЕРЕДА

Классификация междометий по признаку выражения модальности

Междометие представляет собой малоизученный грамматический класс слов, особая группа которых – глагольные междометия, – несмотря на ее длительное изучение и в отечественном, и в зарубежном языкознании, до сих пор вызывает споры между учеными, рассматривающими глагольные междометия как усеченные глагольные формы (Ф.И. Буслаев) , глагольные частицы (И.И. Срезневский, В.А. Богородицкий) или формы «ультрамгновенного вида русского глагола» (А.М. Пешковский) . Некоторые ученые отрицают какую бы то ни было связь этих форм с междометиями, другие ученые отстаивают междометную принадлежность так называемых глагольных междометий (В.В. Виноградов, А.И. Германович и др.).

Особое положение этой группы междометий обусловливается тем, что, на наш взгляд, нет строгой, непротиворечивой классификации всех междометий, т.к. не определен общий признак, который можно было бы положить в ее основание.

Поиск общего признака для единой классификации междометий приводит к пересмотру и расширению имеющихся знаний обо всей категории. Для этого следует обратиться к общей системе всех частей речи современного русского литературного языка, основанной на классификации по принципу самостоятельности – служебности (см. схему 1).

Как мы видим, образование новых частей речи происходит за счет средств самой системы языка, за счет углубленного изучения уже известных частей речи. Так, изучение местоимения показало его грамматическую связь с именными частями речи и определило его место в системе языка; изучение наречия и глагола позволило выделить особую грамматическую группу слов категории состояния; при ближайшем рассмотрении были отделены друг от друга междометие и звукоподражание.

По своей структуре междометия (так же, как и звукоподражательные слова) близки к служебным частям речи, а по значению – к такой самостоятельной части речи, как глагол. В общей системе частей речи междометия выполняют по отношению к глаголу такую же роль, что и местоимение – по отношению к именам (существительному, прилагательному, числительному). Так же как местоимение указывает на предмет и его качественный и количественный признак, так и междометие указывает на действие. Междометие всегда действенно . Эта действенность междометия содержится в его семантических и словообразовательных характеристиках. Императивные междометия близки к повелительному наклонению глагола (брысь, айда, марш, стоп) , некоторые из них до сих пор сохранили свою этимологическую близость к глаголу (марш – маршировать, чай – чаять) . Эмоциональные междометия оформляют действие или же заменяют его, становясь в предложении на место сказуемого (Татьяна ах! а он реветь... А.Пушкин). При помощи суффиксов -а- и -ну- (на стыке с гласным или j на конце междометия перед суффиксом ставят вставной к ) эти междометия сами образуют группу эмоциональных глаголов (ах : ахать, ахнуть; ой : ойкать, ойкнуть; хи-хи : хихикать, хихикнуть) . Междометия этикета этимологически связаны с глаголом (Здравствуйте! – глагол здравствовать в повелительном наклонении, «желаю вам здравствовать». Спасибо! – от «спаси Бог» , глагол спасти в повелительном наклонении, «желаю, чтобы вас спас Бог». Удачи! – от « желаю вам удачи» и т.д.). Глагольные междометия уже своим названием указывают на генетическую близость к глаголу и передают ультрамгновенное действие, обозначают резкие, частые или стремительные движения. Многие из глагольных междометий образуют соотносительные ряды с глаголами совершенного вида, передающими мгновенные, стремительные действия, формально выраженные в глаголе суффиксом -ну- (толк – толкнуть, хлоп – хлопнуть, шнырь – шнырнуть, бряк – брякнуть и т.д.).

Действенность междометия ярко проявляется в том, что междометия могут участвовать в выражении модальности, значения которой при использовании глагольных форм в тексте передаются наклонением и временем глагола. Под модальностью следует понимать категорию, выражающую отношение содержания предложения к действительности в плане реальности – осуществляемости или осуществленности – и ирреальности (неосуществленности), передающую градацию значений в диапазоне «реальность – вероятность – предположение – нереальность», например:

У нас было тихо (реальная модальность, действие совершено в прошлом, поддерживается наклонением и видо-временной характеристикой глагола) – Было б у нас потише... (ирреальная модальность, выражение желательности действия, сослагательное наклонение) – Потише!

Они не успели и рты открыть, как соседская кошка – юрк мимо... (реальная модальность, действие совершено в прошлом, выражается глагольным междометием). – Э! Да ты, как я вижу, ни на что не годишься (Н.Лесков; ирреальная модальность первого предложения, образованного эмоциональным междометием, выражение сожаления). – Стоп! – резко остановил он Арчибальда. – Привал! (Стругацкие; ирреальная модальность первого предложения, образованного императивным междометием, приказ).

Все разряды междометий указывают на действие и способны выражать модальные значения: передавая то или иное отношение к действительности, они могут выражать значения реальной и ирреальной модальности. Междометия с реальной модальностью могут передавать действие, происходящее в прошлом, настоящем и будущем, которое мыслится как мгновенный, неожиданный акт или длительный многоактный процесс.

Так, план прошедшего времени в предложениях с междометием передается темпоральностью заключенного в междометии действия, абстрактно происходящего в прошлом; например: Подзадорили детинушку – он почти всю правду – бух! (Некрасов). Ср.: он почти всю правду выложил (сказал) – прошедшее время. Снял с полки железную коробку – и бряк ее на верстак... (Н.Ляшко). Ср.: снял коробку и брякнул (бросил) ее на верстак – прошедшее время.

План настоящего времени в предложениях с междометием передается темпоральностью заключенного в междометии действия, абстрактно происходящего в настоящем; например:

По ночам соседи слышат странный шум: Это я башкой о стенку бум-бум-бум-бум-бум! (П.Рыбников)
Ср.: это я головой о стенку бьюсь – настоящее время.

И смех и шум, и смех и шум!
А я стою – и ни бум-бум. А вы – бум-бум? (А.Галич)
Ср.: а я стою и не понимаю, а вы понимаете? – настоящее время.

А план будущего передается темпоральностью заключенного в междометии действия, абстрактно происходящего в будущем; например:

Если мне не хватит в пистолете пуль,
Привяжу на шею камень и буль-буль-буль-буль! (П.Рыбников)
Ср.: привяжу на шею камень и утоплюсь – будущее простое время.

Как можно заметить, все значения реальной модальности междометий реализуются глагольными междометиями.

В выражении ирреальной модальности участвуют императивные, эмоциональные междометия и междометия этикета, например: Марш! Марш работать! (Г.Караславов); Ах, если б говорить он мог, Осенний плачущий листок... (И.Колечкин); Розовый луч! Пожалуйста, не торопись, Прежде, чем скрыться за лесом, на землю спустись... (И.Колечкин).

Важно отметить, что по своему функционированию в языке эмоциональные междометия и междометия этикета отличаются от императивных междометий. По отношению к последним эмоциональные междометия и междометия этикета можно объединить под общим названием – коммуникативные.

Коммуникативные междометия – это междометия, оформляющие («обрамляющие собою») речевое общение людей; так как они в наибольшей степени по сравнению с императивными и глагольными междометиями передают эмоционально-этикетную сторону речи, выражающую чувства, отношения и переживания людей, то их еще можно назвать «сентиметивные» (от лат. sentimentum – чувство).

Таким образом, междометие – это класс неизменяемых слов, которые указывают на действие, не называя его, и служат для нерасчлененного выражения чувств, ощущений, душевных состояний и других (часто непроизвольных) эмоциональных и эмоционально-волевых реакций на действительность.

При таком подходе можно выявить ближайшие связи междометия с генетически родственными частями речи. Так, группа глагольных междометий со значением действия, абстрактно происходящего в прошлом, структурно и семантически ближе расположена к глаголам изъявительного (реального) наклонения прошедшего времени, а группа коммуникативных эмоциональных междометий близка по форме и значению к звукоподражаниям (см. связи на схеме 1).

Классификация междометий по признаку выражения модальности (см. схему 2) оставляет открытыми вопросы, связанные с частью слов, способных участвовать в выражении реальной модальности. Эту группу слов составляют глагольные междометия, с которыми в современной грамматике русского языка связано много спорных вопросов. Mеждометия, выражающие ирреальную модальность, хорошо представлены и в академических, и в школьных грамматиках, что дает возможность в процесс обучения внедрить эту классификацию при изучении темы «Междометие» как в школе, так и в вузе.