Политический процесс как совокупность видов политической деятельности. Политический процесс и политическое участие

Термином “процесс” (от лат. processus – продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Политический процесс представляет собой последовательную, внутренне связанную цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Политический процесс – это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле – целенаправленная и связанная деятельность социальных и институциональных субъектов политики на протяжении определенного промежутка времени по осуществлению политических решений.

Политический процесс в целом: ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей; форма функционирования определенной политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.; обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.).

Политический процесс выступает в качестве функциональной характеристики политической жизни в целом, определяя исполнение субъектами власти своих специфических ролей и функций. Он выражает вполне определенную Совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере. В политическом процессе взаимодействуют различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения и преобразования в политической сфере общества.

Раскрывая содержание политики через реальные формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как осуществление этих ролей воспроизводит или разрушает различные элементы политической системы, показывает поверхностные или глубинные ее изменения, переход от одного состояния к другому. Политический процесс раскрывает характер движения и социодинамики политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Он представляет собой совокупность действий институализированных и неинституализированных политических субъектов по осуществлению своих основных функций в сфере власти, ведущих к изменению, развитию или распаду данной политической системы общества.

Анализируя содержание политического процесса по “вертикали”, можно сказать, что он включает две основные формы политического волеизъявления граждан. Во-первых, это – различные способы презентации рядовыми участниками политического процесса своих интересов в разнообразных видах политической деятельности: участие в выборах, референдумах, забастовках, общественно-политических движениях и т.д. Во-вторых, принятие и реализация управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами.

Политические процессы развертываются как в мировых масштабах, так и в рамках политической системы общества, отдельного региона, локальной территории. Их можно типологизировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений. По характеру, значимости и формам развития (протекания) политические процессы бывают базовые (по проблемам развития всего общества) и периферийные (по вопросам региона, группы людей), революционные и эволюционные, открытые и закрытые, стабильные и нестабильные, долговременные или кратковременные (период выборов).

Основная проблема политического процесса – проблема принятия и реализации таких политических решений, которые должны, с одной стороны, интегрировать различные интересы граждан, а с другой – учитывать интересы развития и прогресса всего общества.

Дело в том, что выработка общеколлективных целей формируется как бы на пересечении действий, с одной стороны, официальных органов и институтов власти, а с другой – общественности, групп интересов и т.д. Ведущую роль в рассматриваемых действиях играют высшие институты государственной власти. Именно они выступают главным механизмом принятия и осуществления решений. От их деятельности зависит степень централизации власти и распределения полномочий между группами, участвующими в выработке целей политического развития. Благодаря своей устойчивости и мобильности в политическом процессе, властные институты способны поддерживать даже те нормы и цели, которые не отвечают потребностям развития общества, расходятся с политическими традициями населения и противоречат менталитету и интересам граждан. Характер деятельности институтов по сути определяет особенности взаимоотношений политических субъектов, а также ритмы, этапы и темпы политических изменений в обществе.

Деятельность институтов обычно задает и характерные для конкретных обществ циклы политического процесса. Процесс выработки и реализации общегосударственных, общеколлективных решений чаще всего осуществляется ведущими политическими институтами. Например, в демократических странах политический процесс формируется “сверху”. Пик политической активности населения приходится на время выборов в высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти. В то же время при уходе законодателей в летние отпуска (“парламентские каникулы”) политическая жизнь по обыкновению затихает.

С точки зрения системных качеств организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

По характеру преобразования власти политические процессы типологизируются на революционные и эволюционные.

Эволюционный тип политического процесса характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью власти, наличием единых социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых; консенсусом и обязательным наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.

Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса

Лекция 7. Политический процесс

Вопросы лекции:

1. Понятие и виды политического процесса.

2. Политическое изменение и политическое развитие.

3. Теории политической модернизации.

1.1. Политический процесс - это совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.

Термином ʼʼпроцессʼʼ (от лат. "processus" - продвижение) обычно характеризуют определœенное движение, имеющее свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Основные виды политических процессов:

а) формирование органов политической системы;

б) воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования:

в) принятие и исполнение политических решений.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, на­правленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.

Особо выделяют экстремальные виды политического процесса:

а) восстание;

Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определœенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

Наличием определœенной степени организованности, целœенаправлен­ности восстание отличается от бунта - массового действия, имеющего еще больше ограниченного временем протекания, а также проблемой, причиной, его вызвавшей.

Бунт - это почти всœегда ответная реакция на какие-либо экстраорди­нарные действия представителœей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач со­противления отдельным действиям правительства.

Мятеж по степени интенсивности, эмоциональной, напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целœенаправленной подготовки определœенной группы лиц. Носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу и основное ядро мятсжников обычно составляет армия.

С присоединœением к его инициаторам более широкого состава участников мятеж быстро теряет качество организованного, целœенаправленного действия. Человек здесь подчинœен эмоциям, а его действия всœе более теряют связь с реальными условиями и возможностями общества. Такая логика развития быстро придает мятежу качества бунта͵ он исчерпывает свой преобразовательный потенциал и затухает.

В случае если массы не присоединяются к мятежникам, то мятеж становится путчем , то есть выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

По способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определœенную последовательность политических изменений, можно выделить три типа политических процессов:

а) технократический;

б) идеократический;

в) харизматический.

Эта классификация представляет собой результат теоретического допу­щения, вычленения некоторых идеальных типов, которые в политической практике тесно взаимосвязаны, переплетены.

Политический процесс технократического типа. Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями.

Данный тип сложился в странах с относительно высокой однороднос­тью культурной среды - в англосаксонских странах. Приверженность большинства населœения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют.

Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая диф­ференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на базе общенациональной идеи.

Политический процесс харизматического типа. Этот тип характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Но не всœегда политический лидер является лидером по должности. Он должна быть и неформальным лидером.

Харизматический тип политических изменении бывает эффективным при условии, в случае если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами. Харизма лидера может основываться либо на его должностном статусе, либо на его способности выражать чаяния подавляющего большинства членов общества, используя при этом недовольство, протест и обещая непременно изменить ситуацию к лучшему.

Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос 1. Понятие и виды политического процесса" 2017, 2018.

4. Этапы демократического процесса

демократия переход модернизация политический

Политологи выделяют три этапа в осуществлении демократического транзита.

1. Этап либерализации характеризуется кризисом авторитаризма и посттоталитарных режимов, из которого власть пытается выйти через предоставление гражданам ограниченных свобод. На этом этапе происходят изменения во взаимоотношениях государства и гражданского общества. Освобождаются политзаключенные, ослабевает цензура. Начинает возрастать интерес населения к политике. Происходит активизация гражданского общества: усиливается правозащитное движение, начинает формироваться открытая политическая оппозиция. Трансформируется и сама элита: она распадается на сторонников продолжения реформ и сторонников сохранения старого режима. Победа новой элиты позволяет сохранить тенденцию мирной трансформации режима.

2. Этап демократизации предполагает изменения во взаимоотношениях государства с другими политическими субъектами (оппозицией, партиями и др.), а также в отношениях между основными ветвями государственной власти. На этом этапе должны сформироваться демократические политические институты (конкурентная партийная система) и процедуры, активное гражданское общество. Разрушение старой политической системы закрепляется принятием новых конституций. Конституции также определяют важный в плане перспективы развития демократии вопрос о соотношении законодательной и исполнительной власти, объем полномочий последней.

3. Этап консолидации демократии означает достижение демократической стабильности. Переход к консолидированным демократиям бывает длительным, он может растягиваться на десятилетия. Утверждение демократии определяется способностью политических акторов достичь соглашения консенсуса. В транзитологических теориях различают три возможных уровня консенсуса

1. ценностный - согласие в отношении базовых демократических ценностей;

2. процедурный - все политические акторы соблюдают правила борьбы, установленные конституцией, готовы к демократическим процедурам разрешения конфликтов

3. институциональный - создание властных структур, вбирающих в себя конкурирующие интересы различных политических сил.

Обобщение опыта перехода к демократии многих стран мира позволяет сделать вывод о существовании трех основных этапов такого перехода:

2) установление демократии;

3) консолидация демократии.

Кризис авторитарного или тоталитарного режима может наступить вследствие резкого снижения уровня его легитимности. Причинами такой делегитимации, как показывает историческая практика, являются потеря по какой-либо причине харизматического лидера, массовое разочарование населения в господствующей идеологии, что часто связано с неэффективностью авторитарной или тоталитарной власти. В ситуации кризиса режима разворачивается борьба между представителями «жесткой» и «мягкой» линий. Первые стремятся сохранить существующий режим, в том числе и с помощью репрессий, вторые считают необходимым снимать напряжение путем уступок и частичных реформ. Победа сторонников «мягкой» линии открывает дорогу либерализации режима. В данном случае под либерализацией понимается предоставление гражданам некоторых прав и свобод, введение элементов так называемой «ограниченной демократии». Желая сохранить свою власть, правящая элита старается придать политическому режиму внешнюю респектабельность. В результате либерализации возникают условия для усиления активности и повышения роли гражданского общества (если оно уже сформировалось). Либерализация означает также дальнейшую эрозию и разложение авторитарного (тоталитарного) режима и постепенный переход к следующему этапу - установлению демократии. Основными составляющими процесса установления демократии являются формирование конкурентной партийной системы, с одной стороны, и демократическая институализация механизмов государственной власти, с другой стороны. На этапе установления демократии закладываются конституционные основы новой политической системы. Однако для того, чтобы происшедшие перемены стали необратимыми, необходим следующий, третий этап - этап консолидации демократии. На этом этапе осуществляется окончательная легитимация демократических институтов, происходит адаптация общества к новым механизмам политической власти.

Современные переходы, с подачи американского политолога С. Хантингтона, получили название "третьей волны демократизации". Сравнение с волной подчеркивает нелинейность процессов демократизации, возможность "откатных" движений. Хантингтон определил и хронологические рамки двух предшествующих волн: медленная волна, тянувшаяся с 1828 по 1926 г., и волна 1943-1964 гг. Обе волны сопровождались отказом от демократии в ряде стран и установлением тоталитарных и авторитарных режимов. С 1974 г., по мнению ученого, начинает отсчет "третья волна глобальной экспансии демократии". Она начинается с падения диктатуры и восстановления демократических свобод в Португалии. В этом же году рухнула диктатура "черных полковников" в Греции, а в 1975 г. со смертью диктатора Ф. Франко заканчивается 39-летний период диктатуры в Испании и начинается история демократических реформ, проводимых "сверху" по инициативе короля Хуана Карлоса. Демократические процессы практически охватывают все регионы современного мира. Процессы крушения тоталитарных режимов в СССР и других странах Восточной Европы рассматриваются в рамках теории "третьей волны".

Автократия и демократия

Рассмотрение различий между автократией и демократией невозможно без упоминания о тоталитаризме. Тоталитаризм - это политический режим, стремящийся установить полный контроль над гражданами...

Виды демократических режимов

Формирование демократического политического режима осуществляется с помощью соответствующих политических, экономических, социальных, культурных, религиозных, внешнеполитических и других условий...

Виды демократических режимов

власть демократия плюрализм тоталитарный Понятие демократического политического режима включает не только государственный режим, но и такие политические силы общества, как деятельность политических и общественных организаций...

Особое место в контексте взаимодействия права и политического режима занимает правовое оформление режима в конкретном государстве...

Демократический политический режим

В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г...

Демократия и политический режим современной России

К концу XX столетия политико-правовая наука знала свыше 550 определений термину «демократия» Л. Даймонд. Прошла ли третья волна демократизации? // Политические исследования. 1999. № 1. Мы можем представить, как это число изменилось к 2012 году...

Демократия: критерии, преимущества (Р. Даль, С. Хантингтон)

Демократия как определенная система власти по существу представляет собой форму организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития...Отличительные особенности современной российской политической системы

Политическая система общества

Несмотря на разнообразие имеющихся теоретических трактовок демократии, все они, в конечном счете, могут быть сведены к двум наиболее общим интерпретациям природы. Так, сторонники "ценностного" подхода, при всех их идеологических разногласиях...

Политический режим

Демократический и либеральный (либерально-демократический) режимы - две разновидности общедемократического пути реализации государственной власти...

Сравнительная политология

Политический процесс любого общества основывается на традициях, опыте, политической культуре, организационных, управленческих, финансовых, социальных и иных факторах, которые носят внешний и внутренний характер...

Термином «процесс» (от лат. processus – продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Политический процесс – это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Политический процесс – это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели.

Политический процесс в целом: ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей; форма функционирования определенной политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.; обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.).

Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, то есть показывает, как общество формирует свою государственность, а государство в свою очередь – «завоевывает общество. С точки зрения внутреннего содержания политический процесс выражает своего рода технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.

Структура политического процесса включает в себя три основных элемента.

1) Субъекты политики – это те, кто принимает активное, осознанное участие в политической деятельности: индивиды и их группы, реализующие самостоятельно выработанные программы действия, осуществляющие свою сознательную цель и обладающие способностью проявлять себя как совокупные субъекты. Любые действия субъектов политики в конечном счете преследуют одну цель: повлиять на принимаемые государственной властью решения. Собственно политический процесс начинается с выявления проблемы, поиска ее решения во взаимодействии всех заинтересованных политических сил и завершается тем или иным результатом, который выражается в действиях властей.


2) Объект должен быть создан или достигнут как цель политического процесса.

3) Средства, методы, ресурсы исполнителей процесса связывают субъект и объект-цель. Ресурсами политического процесса могут служить его идеальные и материальные основы – наука, знания, технические и финансовые средства, настроения масс, участников процесса, идеология и другие факторы.

Политические процессы бывают системные (глобальные) и частные.

Системный процесс предполагает совокупные действия субъектов политики, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие всей политической системы.

Частные процессы представляют собой деятельность политических субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных элементов и сторон политической системы: политико-идеологической, политико-правовой и т.д.

Системный политический процесс в развитии проходит ряд стадий:

1. Конституциирование политической системы . На этой стадии создаются новые политические институты, формируются конституционные основы нового политического строя, осуществляется его правовая легитимация, расширяются и утверждаются массовые организации, в том числе и международное признание и поддержка новой политической системы.

2. Функционирование. На этой стадии воспроизводятся характерные для данной политической системы политические институты и признаки. Воспроизводство представительных органов власти осуществляется путем выборов, а исполнительных - путем ротаций, конкурсов, избраний. Основной задачей правящих сил на данном этапе является обеспечение стабильностисоциально-политической системы, избавление ее от конфликтов и кризисов. Стабильность поддерживается с помощью насилия, удовлетворения интересов отдельных общественных групп, идеологическим воздействием на сознание и поведение граждан. Эффективной формой поддержания стабильности является не консервация политического строя, а изменение политических институтов, приспособление их к изменившимся условиям.

3. Развитие. На стадии развитияпроисходят реформирование деятельности государственных органов, корректировка программ и тактики политических партий и общественных организаций. Реформы осуществляются посредством принятия и реализации политических решений.

4. Деградация и распад системы. Если политические решения не обеспечивают стабильность в обществе и в нем начинают обостряться социально-политические противоречия, наступает стадия деградации и распада политической системы. На этой стадии одни политические силы вынуждены уступать свое лидирующее место другим, стремящимся провести революционные преобразования в политической системе.

Политические процессы развертываются как в мировых масштабах, так и в рамках политической системы общества, отдельного региона, локальной территории. Их можно классифицировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений.

Политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические. Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества – политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную и военную. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными методами. Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он обладает рядом особенностей, обусловленных существованием в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях. В современных условиях внешнеполитический процесс во всевозрастающей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные. Базовый политический процесс характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия в государственном управлении (в принятии решений, законодательном процессе и др.). Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти.

По характеру участия масс в политической жизни можно выделить демократические , где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия и недемократические , внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов.

Также выделяют открытые и скрытые политические процессы. Открытый политический процесс характеризуется, прежде всего, тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений, а также в других формах публичных притязаний людей к государственной власти. Скрытый (теневой) процесс базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти, а также на таких властных притязаниях, которые по разным причинам не предусматривают обращения к официальным носителям власти. В качестве же центров власти, к которым в таком случае апеллируют граждане, могут выступать запрещенные, нелегализованные и не признанные обществом структуры (например, мафиозные кланы), действующие в данном политическом пространстве.

Различают также революционные и эволюционные политические процессы. Революционный тип политического процесса развивается в обстановке революционной ситуации или близкой к ней (по В.И. Ленину: «верхи» не могут, а «низы» не хотят жить по-старому, высокая политическая активность масс). Для этого типа характерно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр конституции государства; использование как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликтности традиционной и новой элит. Эволюционный тип политического процесса характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и проблем; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью власти; консенсусом и наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделить стабильные и нестабильные политические процессы. Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми институциализированными формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса как проявление необходимости изменения политического курса. К этому может привести целый ряд факторов: спад производства, социальные конфликты, вызванные изменившимися условиями вертикальной и горизонтальной мобильности, осложнения международных отношений.

Политическое участие

Одной из важнейших характеристик политического процесса является политическое участие. Оно служит той материей, из которой складывается реальный политический процесс.

Политическое участие - это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта - личность. Политическое участие бывает постоянным и эпизодическим , организованным и неорганизованным . Степень его организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное , при демократическом - свободное и сознательное .

Формы политического участия разнообразны, например, участие:

В осуществлении власти или противодействии ее осуществлению (примеры участия - деятельность представительных органов, депутатских комиссий, примеры противодействия - гражданское неповиновение, саботаж, вооруженное противодействие);

В деятельности формальных общественных организаций (партий, молодежных политических организаций и т.д.);

В деятельности неформальных организаций и движений (народных фронтов и т.д.);

В выборах и проведении избирательных кампаний и референдумов;

В публичных манифестациях с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы, влияния на других людей. Манифестация взглядов может осуществляться на собраниях, митингах, демонстрациях, через СМИ, в политических беседах, дискуссиях, посредством различных обращений к государственным органам, политическим организациям, через наказы избирателей и т.п.

Самой распространенной формой участия в политической жизни является чтение политической периодики и литературы, прослушивание и просмотр политических радио- и телепередач с последующим обсуждением. Такая форма участия является как бы переходной от «открытого» политического поведения к «закрытому» - политическому бездействию, или, как его еще называют в политической литературе, иммобильности.

Политическое бездействие может проявляться в:

Неучастии в политической деятельности, обусловленном низким уровнем общественного развития;

Политической выключенности из-за заорганизованности политической системы, низкой эффективности политической деятельности, разочарования в ней;

Политической апатии как форме неприятия политической системы;

Политическом бойкоте как выражении враждебности к политической системе и ее институтам.

Мотивы политического участия бывают различными: для одних это - улучшение своего материального положения, получение определенных привилегий, повышение социального статуса; для других - это стремление снять психологическую напряженность и чувство неопределенности в сложных ситуациях, апеллируя к определенной политической группе; для третьих - это удовлетворение властных потребностей, стремление повелевать другими.

На содержание политического процесса оказывают влияние следующие факторы: степень разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и судебной власти; уровень централизации (децентрализации) власти; взаимодействие партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы принятии и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, уровень коррумпированности и т. д.).

Одним из наиболее распространенных современных политических процессов является демократизация. Условиями функционирования и развития демократического политического процесса являются следующие: политический плюрализм; правовое государство; гражданская политическая культура; разделение властей; наличие в обществе прав и свобод граждан; гласность в действиях государственных органов, партий, общественных организаций.

Структуру политического процесса некоторые исследователи определяют как совокупность взаимодействий акторов, а также их логическую последовательность 1 . Другие авторы к структуре относят следующие элементы: субъекты, объекты, а также средства, методы, ресурсы 2 .

Субъекты, временные и пространственные единицы измерения, факторы, влияющие на политические изменения, нормы, регулирующие

1 Мелешкина Е. Ю. Политический процесс // Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сб. учебных материалов. М., 2001. С. 13.

2 Политология: Учебник для вузов / Под ред. С. В. Решетникова. Минск, 2001. С. 259.

282 Глава 14. Политический процесс

Конфронтация предполагает открытое противоборство политических субъектов. Нейтралитет способствует временному выходу субъекта из поля активных взаимодействий. Компромисс основан на взаимных уступках, целью которых является поддержание стабильного статус-кво в отношениях между субъектами. Союз - более тесные, возможно, даже дружественные формы политического взаимодействия, когда объективно существуют пересечение интересов и некоторое совпадение позиций. Консенсус достигается за счет согласия по всем ключевым позициям при почти полном совпадении в понимании каждым своих интересов.

К ресурсам могут быть отнесены знание, наука, технические и финансовые средства, идеология, настроения масс, общественное мнение и т. д. В качестве объекта политического процесса выступает, как правило, общество, состоящее из различных классов и социальных групп, а также индивидов. К средствам можно отнести как ненасильственные, связанные с коммуникативными действиями, так и средства государственного давления. Методом осуществления власти является политический режим, который определяет форму политического процесса (демократическую или авторитарную).



В структуру политического процесса включаются также политические отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления, а также политическое поведение, включающее политическую деятельность и политическое участие.

Наиболее распространенная точка зрения заключается в том, что структура политического процесса рассматривается через призму взаимодействия государства и гражданского общества, государственного управления и политического участия, политической системы и ее социальной среды, а также с позиции деятельности социальных субъектов и функционирования политических институтов, составляющих содержание целостного макропроцесса.

Взаимодействия правящей группы, осуществляющей функции управления, и других групп общества, влияющих на властвующую элиту, сотрудничающих либо конкурирующих друг с другом, образуют общее содержание политического процесса, понимаемого как переход от одной структуры баланса сил к другой.

Структуру политического процесса можно описать с точки зрения основных временных этапов (фаз) и состояний его протекания, обусловленных соответствующим балансом сил или его нарушением.

14.5. Этапы политического процесса 283

Политический процесс обладает определенной цикличностью, повторяемостью. Большое разнообразие процессов свидетельствует о том, что достаточно сложно выделить общие для всех типов стадии или фазы политического процесса. Как правило, конкретные фазы выделяются при исследовании определенных типов политических процессов, например, связанных с выборами, реализацией конкретной государственной или партийной программы, функционированием политической системы или политического института.

В качестве основных этапов политического процесса следует выделить делегирование политических интересов социальных групп и слоев институтам, принимающим управленческие решения; принятие решений и формулирование политической воли; реализацию политической воли, выраженной в форме управленческих решений.

Эндрю Хейвуд 1 разбивает политический процесс на четыре стадии, или фазы:

♦ инициирование политики;

♦ формулирование политики;

♦ реализация политики;

♦ оценка политики.

На стадии инициирования политики происходит осознание проблем и начинается поиск путей их решения. Инициирование политики может осуществляться как «сверху» - от политического лидера государства, кабинета министров, так и «снизу» - от общественного мнения, политических партий, групп интересов, средств массовой информации. Общее правило здесь заключается в следующем: чем более демократична и плюралистична политическая система, тем большее давление осуществляется «снизу».

Центральная стадия политического процесса - формулирование политики - предполагает перевод абстрактных идей в конкретные формулы, а также возможную коррекцию первоначальных предложений. Сначала происходит выбор механизмов и процедур, на основе которых будет осуществляться политика. Далее предполагается более точное определение проблемы, т. е. политика может быть переосмыслена теми, кто разрабатывает данную проблему, в отличие от тех, кто ее инициировал. Затем происходят постановка целей и выстраивание приоритетов и далее - анализ и выбор одного из предложенных вариантов политики.

1 Хейвуд Э. Политология: Учебник для студентов вузов. М., 2005. С. 494-502.

284 Глава 14. Политический процесс

286 Глава 14. Политический процесс

пятых решений, проведения оперативных мероприятий, связанных с перераспределением ресурсов, и др. Таким образом, заключительная фаза политического процесса служит прологом для последующих политических решений.