Юрий Симонов: женщина-дирижер перестает быть женщиной. Оркестр московской филармонии, юрий симонов, александр романовский Симонов юрий алексеевич большой театр

Дирижер Юрий Симонов отпраздновал свое 70-летие 2011-05-22 18:10 6632

Дирижер Юрий Симонов дал концерт в Национальном театре оперы и балета — так музыкант отпраздновал свое семидесятилетие. В интервью Людмиле Ткаченко — корреспонденту «Известий в Украине» Юрий Симонов рассказал, почему для Киева он выбрал произведения Вагнера, о дебюте в Большом театре и почему мужчин в оркестре становится все меньше.

Подарочный тур

известия: Признайтесь, что вам сейчас больше по душе: гастроли с концертами по странам мира или педагогическая деятельность?

юрий симонов : Трудно сказать, но сейчас меня в основном интересует творчество. Я стремлюсь поменьше ездить и разговаривать,

лучше дирижировать своим оркестром, потому что самое главное для серьезного дирижера — оркестр, который он воспитывает. Нынешний приезд в Киев — это не та гастрольная форма жизни дирижера, когда каждую неделю он работает с другим оркестром, с другими людьми. Так я работал много лет, и умею это делать. Но сегодня это меня уже не очень интересует. Когда приезжаешь в другую страну, в другой театр, к другим людям, очень много сил и времени уходит на то, чтобы привыкнуть к ним, к звуку их инструментов. Надо, чтобы люди также привыкли к твоим рукам, жестам. Дирижер — это не фортепианный солист, тем более, не скрипач или виолончелист. Пианисту достаточно пробежать по клавишам рояля, услышать его звучание и, сказав себе, что здесь хороший рояль, можно отдыхать до начала концерта. Скрипач или виолончелист приезжают со своим инструментом. Им вообще репетировать не нужно. Десять минут «попробовали» акустику — и все. У дирижера все по-другому. На подготовку потребуется 4—5 дней, а то и неделя. А если спектакль — то и месяц. Поэтому стараюсь ездить уже меньше. Но в моем юбилейном году друзья сделали мне подарок — устроили тур по странам, включая Украину.

и: Как вы стали дирижером Большого театра Москвы?

симонов: После победы на международном конкурсе дирижеров Академии Святой Чечилии в Риме я был приглашен работать с Ленинградским филармоническим оркестром, а мой дебют в Большом театре состоялся в 1969 году с оперой «Аида». Так Верди положил начало моей дирижерской работе в Москве — я получил место главного дирижера, которое занимал до 1985 года.

и: Вы часто бывали в зарубежных турах?

симонов: Очень часто. Дебютировал с оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском «Ковент Гарден». Тогда же впервые дирижировал концертом Лондонского симфонического оркестра, с которым впоследствии не раз сотрудничал. Четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Верди. Неоднократно выезжал в зарубежные туры по Австрии, Германии, Швейцарии, Франции, Голландии, Испании, Чехии. В 2001 году мне удалось основать оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. В качестве приглашенного дирижера выступал со многими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии, Южной Америки. Кроме того, мы с женой живем на два дома: в Москве и Будапеште. Вот уже 34 года я сотрудничаю с Венгерским национальным оперным театром, в котором поставил практически все оперы Вагнера, в том числе «Кольцо Нибелунгов».

Сколько можно играть Чайковского!

и: Чем вы руководствовались, подбирая программу для концерта в Киеве?

симонов: Первые соображения: ехать на гастроли без солистов. Без солистов не страшно, ведь дирижер — тоже артист, хотя в наше время дирижеров вообще не показывают. Разве что когда он идет к яме, проходит к пульту, поздоровается — и все. И тут же зал переключает внимание на сцену, где главный герой — музыка. Дирижер должен показать залу голоса солирующих скрипок, валторн, саксофонов...

Я русский дирижер, значит, в программе должно быть русское произведение, конечно, любимое. Решил, что это балет Стравинского «Жар-птица», точнее короткая его редакция, сюита 1919 года. Потом подумал: еду в театр, где есть балет, значит, артистам или дирижерам будет интересно услышать именно эту музыку. Выбрал также оперу «Тристан и Изольда» Вагнера. Для меня немецкая дирижерская школа — это моя линия развития, потому что мой непосредственный педагог по дирижированию, профессор Ленинградской консерватории Николай Семенович Рабинович, ученик Александра Васильевича Гаука. У него в 30-е годы прошлого века был свой класс в Ленинградской консерватории. А Гаук — ученик Николая Малько, который был учеником Феликса Мотля. Мотль — ученик Густава Малера. Так что я прямой потомок немецкой дирижерской школы и горжусь этим. Первое отделение я посвятил мелодичной славянской музыке. Но согласитесь, приехать с пятой симфонией Чайковского — как-то немножко пошло. Сколько можно это играть!

и: Какой оптимальный срок работы над спектаклем?

симонов: Каждый артист, как каждый человек, привыкает жить так, как у него складывается жизнь в начале его пути. Моя удача — в оперном театре. Можно сказать, я там родился. Отец и мать были артистами хора в Саратовском оперном театре, и мою коляску, которая вечно стояла за кулисами, качали по очереди все артисты. Когда мне исполнилось три года, я научился во время спектакля забираться в темную директорскую ложу, взбираться на стул и начинал «дирижировать» непослушными ручонками, копируя местного дирижера Александра Гофмана. Билетеры, ругая родителей, за то, что оставляют малыша без присмотра, снимали меня со стульев, выдворяли из ложи, а я появлялся в другой — продолжая заниматься своим делом.

Ноты с картошкой

и: Когда же сбылась ваша детская мечта?

симонов: В 12 лет я дирижировал оркестром в музыкальной десятилетке, а когда учился в Оперной студии Ленинграда, которая была настоящим оперным театром, в 22 года впервые дирижировал «Русалку» Даргомыжского. Дипломной работой в консерватории стала опера Шебалина «Укрощение строптивой». В Оперной студии Ленинграда и Большом театре я научился глубоко работать над спектаклем. Для меня работа над одним спектаклем — полгода жизни. Потому что надо и партитуру разобрать, и что-то почитать. Это называется кабинетная работа. Первым делом надо подготовить концертмейстеров, которые занимаются с солистами в классах, побывать на их репетициях. Когда я служил в Большом театре, то каждый день давал по шесть уроков мастер-класса: четыре-пять утром и два вечером. В среднем до 500 уроков провожу. С солистами и пианистами каждую ноту разбираю: это потише, это немного погромче, тут немного подвинуть темп вперед, тут притормозить, а это нота слишком темная, ее стоит высветлить... Если работаешь в театре, нужно служить, как епископ в церкви. Если один состав оркестрантов — это легче, но опасно, лучше два. А я имел четыре. Представляете, сколько партитур нужно подготовить каждому артисту! Вчера из ложи вашего театра посмотрел на оркестр и увидел, что партии расписаны на плохой желтой бумаге, да еще корявым подчерком. Мы «картошкой» называем такие ноты. Дирижер должен взять партии домой, вычистить всю грязь, написать штрихи как следует.

и: Приходилось ли вам конфликтовать с режиссерами, которые навязывают свою постановочную часть спектаклю?

симонов: Приходилось, хотя я человек неконфликтный. И не потому что боюсь споров, просто не терплю конфликты. Меня это оскорбляет, обижает... Но это были тихие конфликты, я старался больше с этим человеком не работать. Как-то с одним дирижером поспорил из-за увертюры «Дуэньи» Прокофьева. Он считал, что увертюра в спектакле не нужна. Это его право. Но композитор почему-то пишет увертюру! Была такая традиция, а мы хотим от нее отказаться. Зачем? Если вы берете к исполнению классическое произведение, так дайте публике возможность послушать его в первозданном виде. Не нужно считать себя умнее автора.

и: Среди ваших учеников есть женщины?

симонов: Конечно. Но все зависит от того, какая женщина-дирижер. Если показывает во время работы, что она красавица — это одно. Если увлечена процессом игры и все делает правильно — это другое. Сегодня беда в том, что в оркестре мужчин становится все меньше. Они теперь больше занимаются бизнесом. Ведь не секрет, что музыка — не очень доходная статья. Чтобы быть музыкантом, надо иметь какую-то финансовую базу. А если у тебя семья, два-три ребенка, на зарплату не проживешь. Поэтому мужчины в скрипачи сейчас не идут. У меня в оркестре добрая половина женщин.

«Дирижёр был персоной и музыкальным лидером…»

Осенью 2015 года открывается II Всероссийский музыкальный конкурс (второй этап четырехлетнего цикла), посвященный специальностям: хоровое дирижирование a cappella, оперно-симфоническое дирижирование и камерный ансамбль (номинации: фортепианное трио и струнный квартет). Как и в 2011 году, Председателем жюри в номинации оперно-симфоническое дирижирование станет выдающийся российский дирижер, народный артист СССР Юрий Иванович Симонов . Нам удалось побеседовать с маэстро о состоянии дел в дирижерском искусстве на сегодняшний день, о «полезности» конкурсных состязаний, а также узнать его точку зрения на происходящее в современном музыкальном театре…

-Юрий Иванович, как складывается музыкальная судьба победителей I Всероссийского конкурса?

На I Всероссийском лауреатами стали: Д. Ботинис, М. Леонтьев и С. Кочановский. Диплом получил В. Валитов. Все четверо успешно работают. Ботинис - дирижёр-ассистент в оркестре Московской филармонии. Леонтьев - Главный дирижёр в Тамбове, Кочановский - в Кисловодске; Валитов возглавляет Юношеский симфонический оркестр России. Остальные 16 участников, выбранные для I тура из 77-ми приславших заявки, не вызвали сочувствия у жюри, несмотря на то, что некоторые из них уже работают по специальности. Это говорит о том, что в ряды действующих дирижёров продолжают проникать слабые профессионалы. Вспоминаются высказывания педагогов старшего поколения о том, что дирижёр - «штучный продукт». Что хороших дирижёров не может быть много и их воспитание нельзя ставить на поток.


Участник будет иметь полную возможность раскрыть себя. Для этого созданы специальные условия. Программа состоит из четырёх туров, на которых дирижёр может показать себя не только в увертюрах или частях симфоний, но и в крупной форме. Времени для работы с оркестром достаточно: 20, 30, 50 и 75 минут соответственно. Таким образом, каждый из четырёх конкурсантов, прошедших на IV тур, получит около 3-х часов работы с оркестром. Если дирижёр обладает культурой, артистическим темпераментом и понятными руками, то успех ему обеспечен.

-Ваше управление оркестром поражает артистизмом. Должен ли дирижер обладать актерскими способностями, искусством перевоплощения?

Впрямую ставить перед собой актёрские задачи не рекомендую. Лучше воспитывать в себе внутренний артистизм, формировать конкретное и личностное отношение к исполняемому произведению, пытаться услышать свой вариант фразировки и звучания. Это непременно отразится в характере жестов. Поэтому очень важно постоянно наращивать и оттачивать свой мануал. Логично организованная система движений помогает дирижёру, не прерывая репетицию, внедрять свои идеи и воплощать их в звучание конкретного оркестра. При этом техника должна быть не самоцелью, а эффективным средством достижения максимальной выразительности.


-В 1968 году вы стали первым советским дирижером - победителем международного конкурса. Это произошло в Риме. Что ощущали за дирижерским пультом? У вас была тогда какая-то стратегия в достижении такого высокого результата?

Никакой. Я был молод и наивен. Мой ленинградский профессор Н. С. Рабинович, узнав, что по инициативе К. П. Кондрашина, отвечавшего перед министром за комплектование советской делегации, я был выбран в качестве запасного участника, дал мне короткое и образное напутствие: «Вы уже сегодня должны быть счастливы тем, что на несколько дней попадёте в Рим, погуляете по его улицам и, продирижировав на I туре оркестром Академии Санта Чечилиа, полный незабываемых впечатлений вернётесь домой». Увидев на моём лице удивление (конкурс состоял из 5-ти туров), Николай Семёнович, заменив первый тур вторым, полностью повторил свою тираду… И так ещё три раза. Я терпеливо ждал… Он был мудрым человеком. Сам довольствовался немногим и нас приучал к терпимости. Его напутствия оказались полезными: в отличие от моих двух старших коллег, я воспринял конкурс не как опасное испытание, а как праздник, на который попал случайно. Возможно, поэтому, находясь за пультом одного из лучших итальянских оркестров того времени, я ощущал радость, мальчишеский азарт и… никакого страха!


-Густав Малер - Феликс Моттль - Николай Малько - Александр Гаук - Николай Рабинович - Юрий Симонов… Вы - пра-…правнук дирижерской школы великого композитора. Часто ли исполняете сочинения мастера?

К сожалению, не часто, поскольку бо льшую часть жизни я посвятил опере и оркестрам, нуждавшимся в насыщенной репетиционной работе. Малера лучше играть в высококлассных коллективах. И то - не во всех, а лишь в тех, где живы традиции исполнения этого композитора. Кроме того, Малер для меня, в первую очередь, - великий дирижёр типа Тосканини, Челибидаки, или Мравинского, мастер репетиционного процесса и рыцарь яркого исполнительского искусства. Уже много лет я осознанно стараюсь идти тем же путём, пожиная многочисленные трудности, которые лишь изредка озаряются достойными достижениями.

-В Большом вы работали с Б.Хайкиным, Ф.Мансуровым, А.Жюрайтисом и М.Эрмлером. И это, по вашим словам, был Театр! Что запомнилось из той былой творческой атмосферы?

Гордость за высочайший музыкальный уровень спектаклей и атмосфера уважения между дирижёрами. Несмотря на неистребимую страсть некоторых оперных солистов к интригам, дирижёрская коллегия решала многие вопросы вопреки капризам отдельных личностей. Репетиционный процесс был налажен как часы, дисциплина была железной, а режиссёры и художники не позволяли себе делать всё, что пожелают, не согласовывая свои действия с Художественным советом. В связи с этим не могу не упомянуть и других моих коллег: О. Дмитриади, А. Лазарев, А. Копылов, Р. Вартанян, В. Вайс, А. Лавренюк. Кроме того, на некоторые постановки мы приглашали М. Ростроповича, Е. Светланова, Г. Рождественского, Ю. Темирканова. Дирижёр в то благословенное для классической музыки время был персоной и музыкальным лидером. Публика шла послушать Рождественского в «Игроке», Ростроповича в «Онегине», Светланова в «Отелло», Темирканова в «Мёртвых душах». Попробуйте сегодня спросить вышедшего из театра зрителя: кто дирижировал спектаклем? Вам не назовут имени. Театральный дирижёр превращается в этакого дежурного официанта с музыкальным дипломом. Достаточно сказать, что в те годы скандал с «Тангейзером» был бы невозможен.


-Тема вагнеровского «Тангейзера» волнует сейчас многих; высказываются все, начиная от политологов и религиоведов, - кончая философами и культурологами. Как вы считаете, почему своё мнение в развернутом интервью не обозначил пока ни один современный дирижер
, если не считать самого дирижера этой оперы?

Дирижёр оперы поступил логично. Если он стоял за пультом в день премьеры, то обязан защищать свою работу. Курентзис также обнаружил свои взгляды на музыкальное искусство. Почему другие молчат - не знаю. Наверное, ещё не решили - нравится им постер, или нет. Но если постановщики спектакля держатся за него как за смысл жизни, то это может означать только одно: именно постер - главный акцент спектакля, его смысловая точка, принципиальная идейная платформа. Если же это не так, то… нет повода расстраиваться. Великие авторы прошлого: Глинка, Мусоргский, Чайковский, Прокофьев, Шостакович - не такое переживали! И, слава Богу, не только остались живы, но ещё и выиграли…

-Эта постановка становится модной темой различных ток-шоу…

Кстати, обратите внимание на состав приглашённых телеканалами для обсуждения этой модной темы. Больше всех волнуются режиссёры драматических театров, хотя речь идёт об опере, где постоянным звучащим фундаментом является музыка. Но где дирижёры!? Видимо, последние настолько потеряли уважение в глазах народа и прессы, что их просто не замечают.

«Власть не валяется - её подбирают». Сегодня очевидно: власть, которую в конце прошлого столетия упустили дирижёры, подобрали режиссёры и, используя беззащитную классическую музыку, стали навязывать всем свои подозрительно оригинальные идеи. Если процесс пойдёт дальше, то скоро заговорят о режиссёрском терроризме в оперном искусстве.

Помню, в 70-е в Большом тоже поговаривали: «Театр не должен быть музеем! Он должен развиваться!» Разумные голоса объясняли: «Пожалуйста!.. Идите в Филиал и экспериментируйте, только оставьте в покое Большой. Эта площадка не для экспериментов. Большой - лицо русского оперного искусства!» В результате Б. А. Покровский создал «Камерный театр», что, как показала жизнь, было не только правильно, но и полезно для всех… Режиссёров можно понять: они хотят иметь свой театр, чтобы показать себя. Но таких театров мало. Может быть, государству ещё немного напрячься и построить несколько экспериментальных оперных театров? В результате, как говорится, - и волки будут сыты и… классики не покусаны…

Напоминаем, что Условия II Всероссийского музыкального конкурса по специальностям хоровое дирижирование a cappella , оперно-симфоническое дирижирование и камерный ансамбль (номинации: фортепианное трио и струнный квартет ), а также форма подачи заявки - на сайте http://www.muzkonkurs.ru . За дополнительной информацией можно обращаться по телефону 8-499-248-48-48.

Татьяна ЭСАУЛОВА

Фото Эдуард ЛЕВИН

и Ирина ШЫМЧАК

В Москве проходит Первый Всероссийский музыкальный конкурс по специальности "Оперно-симфоническое дирижирование". На конкурс было подано 77 заявок. Из них жюри под председательством народного артиста СССР, художественного руководителя и главного дирижера Академического симфонического оркестра МГАФ Юрия Симонова отобрало 20 конкурсантов. Сразу после первого тура Юрий Иванович открыл секреты мастерства, рассказал о перспективах молодых дирижеров. А также о том, почему среди дирижеров так мало женщин.

Юрий Иванович, как только закончился I тур, вы предложили консультацию тем 14 участникам, кто был допущен до следующих соревнований. Впервые такое встречаю.

Консультация понадобилась, потому что у каждого коллектива (я имею в виду симфонический оркестр) свой стиль исполнения произведений, свой оркестровый материал, свои традиции исполнения. Ведь у каждого оркестра есть свой дирижер - художественный руководитель - являющийся автором характерных для него интерпретаций классических произведений. Как отличается исполнение одних и тех же произведений у Рихтера и Гилельса, Ростроповича, Шафрана и Кнушевицкого, Ойстрах и Когана, как же и дирижер, он тоже исполнитель, а не просто человек, который копирует партитуру. И его тепмы, акценты, нюансы входят в плоть и кровь музыкантов оркестра. Более того, они зафиксированы в нотном материале и становятся традицией исполнения у данного коллектива.
Если бы мне была безразлична судьба молодых дирижеров, или, наоборот, я бы хотел из этого сделать шоу: "Смотрите, как у них не получается, они не знают традиции", я бы ничего не сказал. Но поскольку я - педагог, а в прошлом студент, которому было не просто стать высокопрофессиональным дирижером, и я знаю, как долог и тернист этот путь, я решил всем дирижерам-конкурсантам честно рассказать о подводных камнях, которые им могут встретиться. Потому что и комиссия, и я, мы заинтересованы в росте и профессиональном совершенствовании русской дирижерской школы.

- Вы сказали "русская школа", она чем-то отличается от европейской?

Конечно. Как русская литература отличается от иностранной или как отличается живопись... У нас другая душа, другое отношение к мелодии. Может быть с точки зрения некоторых иностранцев это выглядит наивно, но мы всерьез увлечены своим делом. Нам кажется, что это важно. Я к футболу равнодушен, но некоторые могут убить представителя другой команды, за то, что их команды проиграла. Это фанаты. Вот и мы фанаты своего дела.

- По каким критериям вы оцениваете дирижеров? Перед вами было 20 человек, как понять - кто лучший.

Мы послушали 77 кассет и отобрали 20 человек. На всякий случай сделали "запас" из четырех человек. Всех использовали, один даже отказался - в результате соревнуются 19 человек.

А понять непросто. Тут надо профессионалом быть, но нужно быть и психологом, и человеком заинтересованным в том, чтоб понять. Необходимо умение предвидеть, умение распознать насколько профессиональные качества всерьез и органично сочетаются в человеке с чертами его характера. Дирижер - это характер. Мало быть хорошим музыкантом, мало разбираться в тонкостях профессии, нужно еще быть очень упорным и цельным человеком, потому что дирижер - это эпицентр культуры. Это как священник в церкви, он не просто хороший человек, а объединяет народ вокруг себя.
В Москве и даже в Петербурге слишком много всего, но в Омске, Томске, Красноярске или Барнауле он - один - дирижер филармонии или оперного театра. Это как музыкальный генерал, от него зависит музыкальный и культурный уровень всего региона. В конечном итоге там все музыкальные заведения замыкаются на дирижера.

Я к тому, что дирижеры - это штучный товар, они штабелями не изготавливаются. И я отношусь с повышенным вниманием к этим молодым людям, потому что хочется передать им то, чему меня научили в Саратовской музыкальной школе и в Ленинградской консерватории. Всю линию русской музыкальной культуры, все, что я вобрал, что я чувствую, умею.

- Почему четыре тура? Традиционная система судейства предполагает три уровня.

Лишние испытания конкретизируют ситуацию и дадут нам шанс сделать меньше ошибок. Больше работы, но ничего, выбирать лучших дирижеров - дело серьезное. Кроме того, я увеличил возрастной ценз до 40 лет, потому что дирижирование - это профессия второй половины жизни. Какой бы ни был талантливый молодой человек, все равно лишь к 40 годам становится ясно, перед тобой настоящий дирижер или талантливый лентяй, делающий карьеру на недопонимании публики. Когда мне впервые это фразу сказали, я подумал - пижонство, кокетство, и только гораздо позже я понял - чистая правда.

- Поэтому и не прошел на следующий тур 15-летний конкурсант Хетаг Тедеев?

Хетаг молод еще и необучен. Он очень талантливый, а выучки у него пока еще нет. Комиссия сделала ему уступку - в 15 лет совсем рано выступать - но мы решили посмотреть. Наши намерения оправдались, мы увидели талантливого человека, и я посоветовал ему учиться. Я все честно сказал и маме его и педагогу. Тамерлан Хосроев очень хороший педагог и хорошо натаскивает, но я вспомнил себя... Мне было 12 лет, когда я начал дирижировать.
Я был вундеркиндом, и это счастье, что я попал в ленинградскую десятилетку и окончил ее по классу скрипки, а потом и консерваторию, где я попал в класс к профессору Николаю Семеновичу Рабиновичу, а потом и к Евгению Александровичу Мравинскому. Я занимался очень серьезно, поэтому я достиг достаточно высокого дирижерского уровня. Я думаю, что при наличии хорошей выучки, Хетаг Тедеев тоже способен на многое. Если нужно, я готов ему помочь, я готов его принять у себя в Филармонии - видеть его на репетициях и оказывать консультации. Но в первую очередь ему надо стать образованным человеком. Нужно, чтобы он разбирался в живописи, прочел много литературы, стихов, чтобы он стал высококультурным человеком. И он станет хорошим дирижером.

- Вам самому нравится больше дирижировать популярные произведения или разучивать редкое, необычное?

- Не буду кокетничать, я имею умеренный вкус. У меня очень простая программа: я хочу играть ту музыку, которая мне нравится, как можно лучше. Очень многие говорят, что любят играть современных композиторов, но часто бывает, что первое исполнение может быть неудачным, и тогда произведение перестает быть в репертуаре. Так первая симфония Рахманинова была неудачно исполнена в 1895 году, когда композитору исполнилось всего 22 года. Она провалилась, и я все делаю, чтобы это исправить - в репертуаре нашего оркестра первая симфония есть, и мы стараемся играть ее как можно чаще. А вообще, хороший дирижер должен делать хорошо все. Недавно наш оркестр играл джазовый концерт братьев Ивановых, я дирижировал - говорят, неплохо. Я выбираю из каждого жанра то, что мне нравится и нацеливаю себя на то, чтобы играть лучше всех.

Вы сказали, что во многих городах дирижер один. И это хорошо, если он имеет высокий культурный уровень, и может определять репертуар, с другой стороны, молодым людям из этого города некуда идти.

У всех складывается судьба по-разному. Бывает, что 2-3 года поработает человек, переезжает на другое место, потом на третье. Он может уехать очень далеко - в Красноярск или на Дальний Восток, а через 10-15 лет вернуться в Москву опытным дирижером. Все зависит от везения и от судьбы. Но, конечно, безработных дирижеров тысячи. Мы их выпускаем, а где люди будут работать, не думаем. В Советском Союзе все же учили столько, сколько могли устроить на работу. А сейчас набрали педагогов, и им нужна нагрузка. 10 педагогов и каждому положено по 3 ученика. Итого 30 выпускников - а где они будут работать?

Многие выпускают слабеньких дирижеров, и те занимают места, а потом появляется сильный талантливый дирижер, и ему некуда приткнуться. Система подготовки кадров очень несовершенна. В то же время в стране не хватает музыкантов - валторнистов, скрипачей нет. Одни девочки приходят, мужчины идут в бизнес. Я не против девочек, среди них есть прекрасные музыканты. Но когда в оркестре две трети девочек, смотрится хорошо, но это немножко смахивает на другое заведение.

С одной стороны, соглашусь. С другой, мы недавно слушали именитый оркестр, где большая часть музыкантов была уже весьма почтенного вида. И многим не помешало бы постричься, почистить костюмы, купить, наконец, концертные ботинки. А так было грустное зрелище.

Согласен. У меня такого нет, я омолаживаю коллектив и не боюсь брать молодежь, но подготовка требует времени. Учишь их учишь, а как объявляется место в театре, имеющем грант президента, так они уходят. 2-3 года тратишь на воспитание хорошего музыканта, а ему дают в два раз больше денег, и он уходит. У нас свои проблемы.

- А почему на конкурсе нет женщин?

Среди 77 были две женщины, но они не показали ничего особенного. Я не являюсь женоненавистником, но дирижерская профессия даже для мужчины трудна, а для женщины тем более. Нужно обладать очень стойким характером, быть деловой, энергичной, даже чтобы тебя не воспринимали как женщину. Это определенный тип человека. Каждый дирижер, и женщины тоже, должны иметь яркие музыкальные идеи, быть очень талантливыми. Мужчина, если он высокий и симпатичный, и так хорошо, а от нее требуется больше.

Впрочем, и мужчины пошли какие-то вялые, аморфные, а он должен быть с характером, гордым, настойчивым, цепким. Жестким, если того требует ситуация, и вовремя мягким. И нужно знать, зачем ты стоишь за пультом.

- Какие перспективы у тех, кто участвовал в конкурсе?

Трудно сказать. Я ищу талантливых молодых людей и могу взять в свой класс кого-то. Могу предложить посещать мои репетиции с оркестром Московской филармонии в зале Чайковского, или приезжать ко мне в Будапешт - где я буду заниматься с ними частным образом бесплатно. Деньги я не беру, это дело святое научить такому делу как дирижирование. Мы дадим концерт в следующем году.

Но главное, помочь им найти работу. Я напишу в министерство письмо, где по результатам конкурса перечислю тех, кто заслуживает поддержки министерства культуры. Мы договорились с директором департамента государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества Минкультуры Алексеем Алексеевичем Шалашовым, что на закрытие конкурса в зал Чайковского будут приглашены директора филармоний и театров страны. Тогда я представлю наших лучших конкурсантов - может быть кто-то ими заинтересуется.

Юрий Симонов родился в 1941 году в Саратове в семье оперных певцов. Впервые встал на дирижерский подиум в неполные 12 лет, исполнив с оркестром Саратовской Республиканской музыкальной школы, в которой учился по классу скрипки, соль-минорную симфонию Моцарта. В 1956 г. поступил в специальную школу-десятилетку при Ленинградской государственной консерватории, а затем и в консерваторию, которую окончил по классу альта у Ю. Крамарова (1965) и по дирижированию у Н. Рабиновича (1969). Еще будучи студентом, Симонов стал лауреатом 2-го Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве (1966), после чего был приглашен в Кисловодскую филармонию на должность Главного дирижера.

В 1968 г. Ю. Симонов становится первым советским дирижером - победителем международного конкурса. Это произошло в Риме на IV-ом конкурсе дирижеров, организованном Национальной Академией Santa Cecilia. В те дни газета «Мессаджеро» писала: «Абсолютным победителем соревнования оказался советский 27-летний дирижер Юрий Симонов. Это большой талант, исполненный вдохновения и очарования. Его качества, которые публика нашла исключительными - таким же было и мнение жюри - заключаются в незаурядной способности входить в контакт с публикой, во внутренней музыкальности, в силе воздействия его жеста. Воздадим должное этому юноше, который безусловно станет поборником и защитником большой музыки». Е.А. Мравинский немедленно взял его ассистентом в свой оркестр и пригласил вместе с собой на гастроли Заслуженного коллектива Республики Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии по Сибири. С тех пор (вот уже более сорока лет) творческие контакты Симонова с прославленным коллективом не прекращаются. Кроме регулярных выступлений в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, дирижер принимал участие в зарубежных турах оркестра по Великобритании, Австрии, Германии, Швейцарии, Франции, Голландии, Испании, Италии и Чехии.

В январе 1969 г. Ю. Симонов дебютировал в Большом театре оперой «Аида» Верди, а уже с февраля следующего года, после его триумфального выступления на гастролях театра в Париже, был назначен Главным дирижером ГАБТа СССР и занимал этот пост в течение 15-ти с половиной лет - срок рекордный для этой должности. Годы работы маэстро стали одним из блестящих и значимых периодов в истории театра. Под его управлением состоялись премьеры выдающихся творений мировой классики: «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя борода» и балет «Деревянный принц» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина. А поставленная в 1979 г. опера Вагнера «Золото Рейна» ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия.

И все же, наиболее важным вкладом в историю Большого театра следует считать кропотливую и поистине подвижническую работу Ю. Симонова с постоянно обновляющимися коллективами театра (оперной труппой и оркестром) по капитальному возобновлению и поддержанию высочайшего музыкального уровня спектаклей так называемого «Золотого фонда». Это: «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Пиковая дама» Чайковского, «Садко» и «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Дон Карлос» Верди, «Петрушка» и «Жар-птица» Стравинского и другие... Ежедневная многочасовая работа дирижера в классах, регулярно проводившаяся с вновь организованной в те годы стажерской вокальной группой, стала прочным фундаментом дальнейшего профессионального роста молодых артистов после завершения творческой деятельности маэстро в театре в 1985 году. Впечатляет не только масштаб сделанного Юрием Симоновым в театре, но и то, что за один сезон он становился за дирижерский пульт в театре около 80 раз, и при этом не менее 10 названий на театральной афише в сезон находились под его непосредственным художественным руководством!

В конце 70-х годов Ю. Симоновым из молодых энтузиастов оркестра театра был организован Камерный оркестр, который успешно гастролировал по стране и за рубежом, выступая с И. Архиповой, Е. Образцовой, Т. Милашкиной, Ю. Мазуроком, В. Мальченко, М. Петуховым, Т. Докшицером и другими выдающимися артистами того времени.

В 80-е и 90-е годы Симонов осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 г. он дебютирует оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском Covent Garden, а четыре года спустя там же ставит «Травиату» Верди. За ней последовали другие вердиевские оперы: «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» в Марселе, «Так поступают все» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» в Праге, Будапеште и в Париже (Оpera Bastille), оперы Вагнера в Будапеште.

В 1982 г. маэстро получил приглашение продирижировать серией концертов Лондонского симфонического оркестра (LSO), с которым впоследствии неоднократно сотрудничал. Также выступал с симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал в крупнейших международных фестивалях: Эдинбургском и Salisbury в Великобритании, Tanglewood в США, фестивалях Малера и Шостаковича в Париже, «Пражская весна», «Пражская осень», «Будапештская весна» и других.

С 1985 по 1989 год руководил созданным им Государственным Малым симфоническим оркестром (ГМСО СССР), много выступая с ним в городах бывшего СССР и за рубежом (Италия, ГДР, Венгрия, Польша).

В начале 1990-х Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 год - Музыкальным директором Бельгийского Национального оркестра в Брюсселе (ONB).

В 2001 г. Ю. Симонов основал Liszt-Wagner оркестр в Будапеште.

Вот уже более тридцати лет он является постоянным приглашенным дирижером Венгерского национального оперного театра, в котором за годы сотрудничества поставил почти все оперы Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга».

Кроме оперных постановок и концертов со всеми Будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 год проводил летние международные Мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более ста молодых дирижеров из тридцати стран мира. Венгерское телевидение сняло о Ю. Симонове три фильма.

Активную творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: с 1978 по 1991 год Симонов вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории. С 1985 года - профессор. С 2006 г. преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге.

Среди его учеников (в алфавитном порядке): М. Адамович, М. Аркадьев, Т. Богани, Е. Бойко, Д. Ботинис (ст.), Д. Ботинис (мл.), Ю. Ботнарь, Д. Бретт, В. Вайс, Н. Вайцис, А. Вейсманис, М. Венгеров, А. Викулов, С. Власов, Ю. Гандельсман, И. Головчин, Г. Гутьерос, П. Дабровский, Э. Дядюра, М. Жолтовский, С. Кальянов, Ким Е.-С., Л. Ковач, Я. Ковач, Ю.-П. Куусела, А. Лавренюк, Ли И.-Ч., Д. Лоос, А. Лысенко, В. Мендоза, Г. Менеши, М. Метельска, В. Моисеев, В. Небольсин, А. Оселков, А. Рамос, Г. Ринкявичус, А. Рыбин, П. Сальников, Е. Самойлов, М. Сахити, А. Сиднев, В. Симкин, Д. Ситковетский, Я. Скибинский, П. Сорокин, Ф. Стадэ, И. Сукачев, Г. Тертерян, М. Тургумбаев, Л. Харрелл, Т. Хитрова, Г. Хорват, В. Шарчевич, Н. Шнэ, Н. Шпак, В. Щесюк, Д. Яблонский.

Маэстро являлся членом жюри дирижерских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В декабре 2011 будет возглавлять жюри по специальности «оперно- симфоническое дирижирование» на I Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве.

В настоящее время Ю. Симонов работает над учебником по дирижированию.

С 1998 г. Юрий Симонов является художественным руководителем и главным дирижером Академического симфонического оркестра Московской филармонии . Под его руководством оркестр в короткий срок возродил славу одного из лучших оркестров России. Во время выступлений с этим коллективом проявляются особые, характерные для маэстро качества: редкая по силе выразительности дирижерская пластика, умение устанавливать доверительный контакт с залом, яркое театральное мышление. За годы его работы с коллективом подготовлено около двухсот программ, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала, что «Симонов извлекает из своего оркестра диапазон чувств, граничащих с гениальностью» (Financial Times), называла маэстро «неистовым вдохновителем своих музыкантов» (Time).

Юбилею работы Ю. Симонова с оркестром Московской филармонии (сезон 2008-2009) был посвящен абонементный цикл «10 лет вместе».

Основным событием 2011 года стало празднование 70-летия маэстро. Оно ознаменовалось новогодними концертами в Китае, двумя праздничными программами в Москве и концертами в Оренбурге в марте, туром по Испании и Германии в апреле. В мае прошли гастроли в Украине, Молдове и Румынии. Кроме этого, в рамках филармонической программы «Сказки с оркестром», Ю. Симонов провел персональный абонемент из трех составленных им литературно-музыкальных композиций: «Спящая красавица», «Золушка» и «Волшебная лампа Аладдина».

В сезоне 2011-2012 юбилейные туры продолжатся в Великобритании и Южной Корее. Кроме этого, 15 сентября состоится еще один юбилейный концерт - теперь чествовать будут сам оркестр Московской филармонии, которому исполняется 60 лет. В этом юбилейном сезоне с оркестром и маэстро Симоновым выступят выдающиеся солисты: пианисты Б. Березовский, Н. Луганский, Д. Мацуев, В. Овчинников; скрипачи М. Венгеров и Н. Борисоглебский; виолончелист С. Ролдугин.

В репертуаре дирижера - произведения всех эпох и стилей, от венских классиков до наших современников. Вот уже несколько сезонов подряд большой популярностью у слушателей пользуются составленные Ю. Симоновым сюиты из музыки балетов Чайковского, Глазунова, Прокофьева и Хачатуряна.

Дискография Ю. Симонова представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеофильмами его спектаклей в Большом театре (американская фирма Кultur).

Юрий Симонов - народный артист СССР (1981), кавалер Ордена Почета РФ (2001), лауреат Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год, «Дирижер года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005-2006). Награжден также «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики. В марте 2011 года маэстро Юрий Симонов был награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Юрий Симонов. Фото – Владимир Волков

Московская филармония при поддержке Министерства культуры РФ провела III Всероссийский мастер-курс для дирижёров профессора Юрия Симонова.

Мастер-курс прошёл с 16 по 28 июля 2017 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского и в Камерном зале Московской филармонии.

Музыкальное обеспечение мастер-курса осуществлял Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии (АСО МГФ) (художественный руководитель и главный дирижёр Юрий Симонов) и концертмейстеры Виктория Иванова, Виктория Ефимова и Азалия Султанова.

На открытии мастер-курса выступил Генеральный директор Московской филармонии Алексей Алексеевич Шалашов, поздравивший всех с началом мастер-курса, и заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования Казанской консерватории им. Жиганова Сергей Владимирович Фирулёв. Маэстро Юрий Симонов подробно рассказал о предстоящем мастер-курсе.

Отобранные по записям тридцать участников разбиты на две группы: «активную» (18 человек) и «пассивную» (12). «Активы» получили возможность в общей сложности 110 минут работать с оркестром, а до работы с оркестром дирижировать под контролем маэстро под два рояля. «Пассивы» могли присутствовать на всех занятиях и задавать Юрию Ивановичу Симонову вопросы.

В курсе принимали участие второй дирижёр АСО МГФ Игорь Манашеров и ассистенты главного дирижёра оркестра Димитрис Ботинас и Алексей Рубин.

В мастер-курсе приняли участие:

«Активная» группа:

Абдуллин Камиль (Уфа), Андрианов Александр (Нижний Новгрод), Батырхан Берик (Астана), Бекмаев Руслан (Ташкент), Вевер Григорий (Новосибирск, переведён из «пассивной» группы), Гараюсифли Фархад (Баку), Зангиев Тимур (Москва), Кузовлёв Виктор (Москва), Леонтьев Михаил (Санкт-Петербург), Мокеров Игорь (Москва), Никогосян Тиран (Харьков), Оводок Владимир (Минск), Руссу Дмитрий (Санкт-Петербург), Сорокин Никита (Санкт-Петербург), Тедеев Хетаг (Владикавказ), Цинман Николай (Москва, переведён из «пассивной группы»), Чуйков Алексей (Москва), Щуров Александр (Луганск).

«Пассивная» группа:

Абсалутинов Тимур (Саратов), Андреев Дмитрий (Санкт-Петербург), Афанасьев Евгений (Казань), Банаев Дмитрий (Москва), Лакунов Азамат (Нальчик), Макеев Сергей (Москва), Петросян Гурген (Саратов), Сакмаров Евгений (Казань), Шашкаров Денис (Казань), Шебалин Сергей (Новосибирск).

Из «активной» группы уехал раньше срока Расул Клычев (Туркмения), а по болезни не смог участвовать Ярослав Беляков.

В программу мастер-курса входили следующие сочинения:

Г. Берлиоз – «Фантастическая симфония». II часть «Вальс»;

Л. ван Бетховен – Увертюры к опере «Фиделио» и из музыки к драме И. В. Гёте «Эгмонт»; Симфонии № 3 ми-бемоль мажор «Героическая», оп. 55 (II часть), № 5 до минор, ор. 67;

Ж. Бизе – Антракты к III и IV актам оперы «Кармен»;

Р. Вагнер – Увертюры к операм «Летучий голландец»; Увертюра к опере «Риенци»; «Путешествие Зигфрида по Рейну» из оперы «Гибель богов», (редакция Э. Хумпердинка);

Дж. Верди – Увертюра к опере «Сила судьбы»;

А. Лядов – «Кикимора», народная легенда, ор. 63;

В. А. Моцарт – Увертюра к опере «Похищение из сераля», К. 384 Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», К. 492;

М. Мусоргский – «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина»;

С. Прокофьев – Симфония № 1 ре мажор «Классическая», ор. 25 (II и III части); Симфония № 7 до-диез минор, ор. 131 (I и II части);

С. Рахманинов – Симфония № 2 ми минор, ор. 27 (III часть); «Утёс», фантазия для оркестра, ор. 7;

Н. Римский-Корсаков – «Шехерезада», симфоническая сюита, ор. 35 (III часть); – «Садко», музыкальная картина, ор. 5;

Я. Сибелиус – Грустный вальс из музыки к пьесе А. Ярнефельта «Смерть», ор. 44;

Б. Сметана – «Влтава», симфоническая поэма из цикла «Моя родина»;

Д. Шостакович – Симфония № 6 си мажор, ор. 53 (I часть).

Сочинения для мастер-курса отбирал сам маэстро Симонов – исходя из принципа возможно более широкого охвата наиболее типичных задач, с которыми дирижёр сталкивается в повседневной творческой деятельности. Большое внимание было обращено на работу над мануальной техникой.

Не менее важный аспект мастер-курса –практическое знакомство с незаигранными музыкальными произведениями.

В ходе работы с оркестром профессор порой сам становился за пульт и практически показывал наиболее коварные места партитур. Интересно, что маэстро не требовал, чтобы студент знал партитуру наизусть или много работал над ней предварительно. Он подчёркивал, что ему всё равно, знает студент партитуру досконально или хорошо читает её с листа. Важен творческий результат.

Нередко профессор прямо во время исполнения слушателем какого-нибудь сочинения корректировал динамику.

Со стороны было видно, как внимательно маэстро следил за работой каждого участника.

Программа была разбита на пять туров по 22 минуты работы с оркестром. В каждом из них работа шла над двумя произведениями. Сначала маэстро со студентом днём разбирал сочинения под два рояля в Камерном зале, а на следующий день шла работа с оркестром.

Последние рабочие занятия мастер-курса прошли на утреннем прослушивании с оркестром 27 июля как всегда с 10 до 14 часов. А в 15 часов состоялось вручение сертификатов об участии в мастер-курсе и официальное его закрытие.\

В церемонии закрытия мастер-курса кроме маэстро приняли участие заместитель генерального директора Московской филармонии Елена Сергеевна Зубарева и проректор по учебной части Саратовской консерватории им. Собинова Нелли Николаевна Владимирцева, зачитавшая благодарственное письмо Ю. И. Симонову, подписанное ректором Саратовской консерватории Александром Германовичем Занориным и ею – за проведение мастер-классов по дирижированию в Саратовской консерватории.

Но сперва Юрий Иванович провёл разборку утреннего прослушивания с оркестром. Как говорится, делу время, потехе час. Профессор Симонов констатировал, что все слушатели этого мастер-курса продемонстрировали рост профессионализма.

Характерно, что даже на церемонии закрытия профессор Симонов использовал каждую возможность дать слушателям мастер-курса конкретный совет. В частности, в этот раз он сказал, что любой дирижёр обязан хорошо знать все симфонии Бетховена. «Кто не может грамотно хотя бы протактировать симфонии Бетховена – тот не дирижёр».

Прозвучал ещё один чрезвычайно важный для молодых дирижёров совет – учиться хорошо дирижировать по партитуре плохо зная произведение. Конечно, хорошо дирижировать наизусть, но это чаще всего выливается в знание мелодии. При этом мало кто может запомнить детали и мелкие указания автора, смену гармонии и т. д. Для этого надо чаще слушать музыку с партитурой в руках, двигая при этом правой рукой. Юрий Иванович предположил, что многие ленятся это делать.

(Маэстро, вероятно, прав, но ленятся не все. Позволю себе одно отступление. Лет восемь назад в Большом зале консерватории В. Гергиев дирижировал Пятой симфонией Малера. На откидном сидении передо мной мальчишка слушал симфонию с партитурой на коленях! Это был участник сегодняшнего мастер-курса Тимур Зангиев, ему тогда было лет пятнадцать.)

Говоря о гала-концерте, Юрий Иванович призвал всех дирижёров, которым предстояло в нём выступать, к раскованности. Он рекомендовал – если они успели за эти двенадцать дней воспринять его советы мышцами, то могут использовать это умение на концерте. Но если их будет сковывать опасение, что маэстро будет недоволен их левой рукой, то он посоветовал наплевать на левую руку. Это уже не урок, а концерт – и от них ждут артистического наполнения исполняемой музыки. На концерте каждый должен быть самим собой, а не прилежным учеником.

Гала-концерт, завершивший мастер-курс, состоялся 28 июля 2017 года в Концертном зале им. Чайковского. Каждый из участников мастер-курса из группы «актив» выступил с оркестром Московской филармонии.

Гала-концерт показал, насколько возросло мастерство каждого из участников. Некоторых из них мне хотелось бы отметить особо.

Григорий Вевер в Музыкальном моменте Шуберта показал отличный вкус.

Приятно удивили вальсы: Берлиоза у Игоря Мокерова и Сибелиуса у Фархада Гараюсифли.

Тонко и интеллигентно прозвучал Славянский танец Дворжака у Никиты Сорокина. Ярко показал себя Берик Батырхан в увертюре к «Силе судьбы».

Владимир Оводок превосходно исполнил увертюру к «Царской невесте».

В вальсе из «Серенады» Чайковского добился изящества Николай Цинман, доказав правильность перевода его в группу «активов».

Тимур Зангиев (самый яркий, по моему мнению, из участников) блестяще завершил гала-концерт знаменитым вальсом Хачатуряна.

Программа заключительного гала-концерта участников мастер-курса

Михаил Леонтьев Бетховен – Увертюра к драме Гёте «Эгмонт» ор. 84;

Григорий Вевер Шуберт– «Музыкальный момент» № 3 фа минор, ор 94.(орк. переложение К. Сатова);

Алексей Чуйков Моцарт – Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», К. 491;

Игорь Мокеров Берлиоз – Вальс из «Фантастической симфонии», ор 14;

Руслан Бекмаев Бизе – Антракты из оперы «Кармен»;

Фархад Гараюсифли Сибелиус – Грустный вальс из музыки к пьесе «Смерть», ор. 44;

Никита Сорокин Дворжак – Славянский танец № 10 ми минор, ор. 72;

Берик Батырхан Верди – Увертюра к опере «Сила судьбы»;

Дмитрий Руссу Мендельсон – Свадебный марш из комедии «Сон в летнюю ночь», ор. 614

Виктор Кузовлёв Мусоргский – «Рассвет на Москве-реке»;

Владимир Оводок Римский-Корсаков – увертюра к опере «Царская невеста»;

Хетаг Тедеев Лядов – «Баба-Яга», ор.56;

Николай Цинман Чайковский – Вальс из «Серенады для струнного оркестра», ор. 48;

Александр Щуров Глинка – Увертюра к опере «Руслан и Людмила»;

Тиран Никогосян Прокофьев – Larghetto и Gavotte из Симфонии № 1, ор. 25;

Александр Андрианов Рахманинов – Вокализ, ор. 34 (орк. переложение автора);

Камиль Абдуллин П. ЧайковскийПолонез из оперы «Евгений Онегин»;

Тимур Зангиев А. Хачатурян – Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад».

Особой благодарности заслуживает коллектив Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии. В конце напряжённого концертного сезона музыканты двенадцать дней героически и успешно выдерживали нашествие восемнадцати молодых амбициозных дирижёров.

Оркестр показал, что он невероятно гибок профессионально и внимателен к дирижёрам, совершено разным по мануальной технике и степени музыкальности.

Владимир Ойвин